Франко сегодня, демократия — завтра. Испания привлекает внимание

Верховный суд Испании принял решение, которого все так долго ждали: разрешил вынос тела диктатора Ф. Франко Баамонде из мавзолея в Долине Павших.

Почему это решение приковывает внимание всего мирового сообщества? Потому что создаётся прецедент такого рода, когда по политическим мотивам (хорошим или плохим — мы это не обсуждаем) выносится из места захоронения тело крупного государственного деятеля и переносится из символического памятного места в какое-то иное ему предназначенное.

Для особо продвинутых в этом вопросе хочу сообщить, что вопрос о переносе тела Франко из Долины Павших обсуждается ровно с того момента, как оно было туда положено осенью 1975 года. Напомню, что Франко умер 20 ноября 1975 года. Силы, поддерживающие Франсиско Франко и его режим, неизменно доказывали необходимость сохранения status quo (продвигалась идея так называемого общенационального испанского примирения между республиканцами и франкистами и выдвигалась идея долгосрочного общенационального консенсуса).

Другая половина страны, в основном потомки республиканцев и антифранкистов, настаивали на изменении ситуации и на перезахоронении кровавого диктатора. И вот, наконец, решение принято в пользу республиканцев и их идейных последователей, сейчас находящихся у власти.

Вопрос о перезахоронении не столь безобиден и не столь символичен, как об этом зачастую пишет бульварная пресса. Речь на самом деле идёт о том, может ли кровавый тиран, четыре десятилетия насиловавший, издевавшийся над своим народом, быть символом национального примирения и вообще иметь к этому какую-либо причастность?

Досужие писаки всегда выскажутся в том духе, что и со стороны республиканцев были допущены перегибы, и даже были массовые расправы с противником. Объективности ради хочется всё же подчеркнуть, что Гражданская война отвратительна уже по той причине, что эта война является самой беспощадной и безнравственной и откровенно отвратительной формой насилия, так как в массовом порядке боевые действия велись зачастую в кругу близких родственников.

Гражданская война тем отвратительна, что брат убивал брата, отец — сына, сын — отца. И это носило не единичный, а массовый характер. Так было в Испании, и так было везде. И так было в России. Гражданская война в России унесла 18 миллионов безвинных душ. Безвинны и те, которые поднимали оружие, и те, которые защищались. И те, и другие были поставлены в нечеловеческие условия политическими обстоятельствами, за которыми всегда стоят чьи-то групповые интересы, и которые никогда не стоят тех жертв, которые они спровоцировали.

Мало кто знает, что на совести Франко есть убийства мирных граждан уже не в военное время. Я хочу подчеркнуть, что в современной европейской цивилизованной стране по воле одного мракобеса и изувера уничтожались целые населённые пункты, массовые поселения, и большое число граждан без суда и следствия.

По широко известным цифрам, приводимым авторитетными исследователи, на совести диктатора только за 1939-1940 годы от рук палачей погибло 200’000 мирных граждан, убитых без суда и следствия. Причём франкистские власти не удосужились хотя бы даже для блезира собирать так называемые «тройки», которые широко использовались ими в условиях Гражданской войны.

По последним данным, на совести диктатора миллион человеческих жизней.

Понятно, что это делалось с целью запугивания, терроризирования населения всей страны. Нужно было отнять последние надежды на возвышение своего голоса у побеждённых, которые не эмигрировали, а оставались в Испании.

Жестокость, применение государственного насилия, убийство и похищение людей продолжались до самого конца — до смерти диктатора в середине 1970-х годов. Человек, провозглашавший себя «наместником Веры на Земле», осмелившийся вопреки требованиям Ватикана назначать епископов и архиепископов церкви в Испании наподобие британского короля Генриха Восьмого, совершал самые отвратительные, безнравственные и нехристианские действия всю свою сознательную жизнь, не гнушаясь самыми экзотическими формами подавления самых что ни на есть законных требований со стороны своего собственного народа.

Имя, которое он себе присвоил — Каудильо всех испанцев, иначе «Вождь всей Испании» — очень даже ему присуще, так как первое, что приходит на ум в качестве исторического аналога — это его германский патрон Адольф Гитлер, про которого ещё в моём детстве (я это хорошо помню) ходила такая байка: любому человеку можно дать шанс, кроме Гитлера.

На моей памяти только два персонажа могли бы поспорить с диктатором Франко: это Калигула и Нерон, который сжёг свой собственный город — Рим — за то, что ему донесли, что в пригородах столицы слышны возгласы протестов против него за некоторые его прегрешения.

Я не уверен, что Франциско Франко горит в аду, потому что это чересчур роскошное место для такого диктатора как он. Я считаю, что должно совершиться справедливое возмездие, и память о Франко как олицетворении беззакония и бесчеловечной государственной политики должно навечно войти в анналы истории и стать неизменным свидетельством справедливости, которая наконец-то восторжествовала и в современной истории Испании.

Один мой приятель — профессор одного из испанских университетов — спросил  меня: «Ну, хорошо. Вот его вынесли из мавзолея. И что теперь с ним делать?». Я совершенно искренне ответил, что этого человека надо закрыть в хрустальный гроб и вознести его на самую высокую вершину на Земле. Или на Эверест, или на Джомолунгму. Потому что те из его последователей, которые захотят к нему прикоснуться будут совершать беспрецедентное восхождение, хотя бы так станут полезными для науки и человечества.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку