Новости рынков

Охота и рыболовство на Руси 2016

Охота и рыболовство на Руси 2016

О традиционном праве достойно отдохнуть и сблизиться с природой

24-28 февраля 2016 года на ВДНХ в Москве прошла 39 выставка Охота и рыболовство на Руси. Она имела большой успех у публики и была отмечена очередями при входе на экспозицию. На неё приходили отнюдь не только профессионалы, связанные с отраслью, но прежде всего люди, понимающие ценность отдыха на родной природе. Многие приехали со своими семьями.

Такое внимание неслучайно. Заявленная тематика возвращает нас к традиционным занятиям наших предков, будит нашу генетическую память. «Лесной зверолов и бортник (собиратель мёда диких пчёл – прим.ред.) – самый ранний тип, явственно обозначившийся в истории в истории русского народного хозяйства», – писал историк проф. В.О. Ключевский. До 1917 года в охоту и рыболовство была вовлечена каждая семья (пушнина входила ещё в древний княжеский налог «с дыма», т.е. с каждого дома), без рыбы были немыслимы Православные посты – более половины года, и ловили её все семьи.

Изначально водоёмы и леса были общими, общинными. Затем они постепенно отошли под власть землевладельцев, а в 20 веке – перешли к государству, которым всё жестче регламентируются и поныне. Уже в 18 веке появляются лесная стража (лесничий, лесник) и егерь (профессиональный охотник) для сопровождения доступа к природе и его контроля. Так человек отдаляется от традиционных занятий, которые превращаются в занятие для души части общества.

Кто сегодня занимается охотой и рыбалкой?

Опросив более десятка компаний, мы всюду получили примерно один ответ – зрелые мужчины (40-50 лет и выше), часто с друзьями и женами. Из тенденций сегодняшнего дня также отмечают приток молодёжи и иностранных туристов (последние в основном на премиальные охотничьи поездки).

Возможности для охоты распространены всюду, на всём протяжении нашей родины. Основными водными артериями для отдыха являются Байкал, Обь, Астрахань и Волга.

Активный отдых, апеллирующий к мужественности и традиции, во многом определяет и предпочтения по его организации. Клиент, во-первых, просвещённый, увлечённый и точно знает свои желания. Во-вторых, в ходу вещи функциональные и максимально соответствующие цели.

К примеру, сиденья с подогревом и массажёрами, аудио и видеоустройства или иные предметы, имеющие огромную популярность в дорогих авто, при приобретении предметов активного отдыха (катеров, яхт, вездеходов …) занимают не основное место. Эхолот – прибор для измерения дна и (часто) для обнаружения рыб оценивается выше.

Коротко о тенденциях отрасли

По итогам отдаления от природных занятий, современный человек приобрёл наклонность к варварской эксплуатации природы. Если раньше жившие на земле из поколение в поколение люди заботились о её сохранности естественным образом, то во времена мобильности населения и концентрации его в городах она не воспринимается как кормилица и нуждается в защите. Современные компании – к примеру, Адреналин.ру, по словам Андрея Алёхина, сделали основным своим лозунгом «Поймал – отпусти», заботясь о сбережении рыб для потомков. То же у компании Утёс. Так бизнес приобретает естественные социальные функции.

Сохранность окружающей среды также является заботой организаторов охоты. По словам представителя компании Жакан-Плюс, сотрудники компании и егеря, в основном профессиональные военные, охраняют водоёмы и участки от браконьеров.

Индустрия туризма в целом в период рецессии попала под воздействие изменения потребительского поведения. Государственная поддержка на отрасль не распространяется. Клиент эконом и среднего достатка принял на себя основной удар и «придержал» деньги, предназначенные для досуга. Падение рынка составило до 50%. Однако сегодня, оправившись от шока, убедившись, что политика правительства изменилась всерьёз и надолго, потребитель потихоньку начинает снова тратить деньги. Обилие посетителей вселяет в российские компании, и особенно в производителей, оптимизм.

Премиальный сегмент потребительского поведения не изменил. Антон Александрович Зиновьев, заместитель генерального директора компании Fishleader, поставляющей в Россию американские катера и лодки из США, заверил, что спрос на эти товары нисколько не упал. Состоятельный клиент, ценящий помимо технических характеристик заморское качество борта и сварных швов, идеальность обводов и деталей, не изменил своих пристрастий. Указанные на фотографиях судна стоят в районе 7 млн руб.

 

От установленного курса в туризме выиграли иностранцы, приезжающие на охоту стоимостью $5’000 и выше. Для русских с изменением платёжеспособности рубля ситуация ухудшилась.

Кредитование покупок осуществляется на общих условиях потребительского кредитования. На вопрос: «Есть ли у вас специальные программы кредита и лизинга?», – нам никто не ответил положительно. Говорили только, что думают об этом. Может быть, оно и к лучшему?

Отдых, совмещённый с занятиями предков

Отдохнуть на родине с рыбалкой или охотой может себе позволить широкий круг людей среднего достатка. Относительная стабильность цен привлекательна для любителей заграничного отдыха в период рецессии. Вместо турецких пляжей можно поехать в близлежащее охотничье или рыболовное хозяйство и погрузиться в более близкое и полезное для здоровья природное занятие. Современная инфраструктура даёт возможность совместить рыбную ловлю с оздоровлением (т.н. СПА), со знакомством с удивительной природой и историческими достопримечательностями. Можно индивидуализировать отдых, выбрать лучшее место для себя, друзей и семьи и, прикупить подходящее снаряжение. Чем дальше от места жизни и чем индивидуальней, комфортней отдых – тем дороже.

Москвичи по субботам собираются на «Выходные в стиле Трофи». Формируется колонна личных внедорожных автомобилей (по словам представителя компании Трофи-лайф, чаще это УАЗ, Volkswagen, Toyota, Mitsubishi, Lexus, Mercedes-Benz G-Class Гелендваген) и ездят с инструктором по интересным окрестным маршрутам.

Вариант семейного отдыха в яхт-клубе Ново-Рождественно позволяет ловить рыбу, кататься на яхтах и катерах, пользоваться СПА-процедурами. Аренда катера на 1 час обойдётся от 5’000 руб, парная – от 2’000 руб, аренда номера в гостинице – от 5’000 руб.

Из предложенных на выставке вариантов отдыха вдали от Москвы нам показались особенно интересными варианты дружеского и семейного отдыха на Каспии и на Камчатке.

На Каспии (Астрахань) в дополнение к охоте и рыбалке устроена зона семейного отдыха «Венеция на Каспии» с игровой зоной для детей; там можно совершать конные прогулки или кататься на водных лыжах. Но главное, что обещает быть особенно познавательным – возможность организации экскурсий в Сарай-Бату (некогда бывшую столицей Золотой Орды) и на лотосовые поля. Размещение в местной гостинице обойдётся в 2’500 руб, билеты Москва-Астрахань-Москва – около 7’500 руб, отдых в целом – от 24’000 руб на человека.

О Камчатке мне с восторгом рассказывал мой отец, которому посчастливилось бывать там, восхищаться природой и купаться в гейзерах. По его мнению, изо всей совокупности российских достопримечательностей две имеют особенную прелесть: озеро Байкал и Камчатка. При этом мой отец бывал едва ли не во всех туристических местах республик СССР и обладал тонким артистическим вкусом.

На Камчатке есть уникальные рыбалка и охота, и, как нам поведали специалисты, свой клиент, который ездит туда годами каждый сезон. Кроме того, туристов привлекают вулканы, термальные и горячие источники, лежбища морских зверей. Билет Москва-Петрапавловск-Камчатский-Москва стоит около 30’000 руб, вертолетная экскурсия в Долину Гейзеров – от 35’000 руб. Отдых обойдётся не менее, чем в 100’000 руб. Такой сервис предлагают компании Утёс и Жакан-Плюс.

Теперь об индивидуальном подходе…

При желании каждый может подобрать свой отдых и инвентарь. Разработаны как предложения для новичков с обучением и/или поддержкой, так и предложения для страстных любителей-дилетантов, которые знают охоту и рыболовство едва ли не на уровне профессионалов, покупающие профессиональный инструмент, экипировку и досуг. Пример такой продукции – петербургская компания Атлантик. Крючки, удочки, спецодежда, профессиональное оборудование – чего только не изобрели для отдыха!

Специализированный транспорт представлен водными видами (лодки, катера, яхты, байдарки…) и вездеходами.

Из водного транспорта в России производятся речные и морские лодки, катера, яхты. По стоимости водный транспорт имеет разбег от 10’000 до миллионов рублей.

Эконом-лодки предлагают компании Мефодий, Трое в лодке, Посейдон и Фрегат.

По словам Самира Ахмедова (Командор и Яхт-клуб Ново-Рождественно), известные российские рыбацкие катера Silver и Русбот обойдутся по цене от 500’000 руб в пластиковом исполнении и от 715’000 руб в алюминиевом в компании Командор (имеется в виду катер+прицеп+мотор). На технику российского производства устанавливаются моторы глобальных производителей Suzuki, Honda, Mercury и тп, высококачественные материалы также импортируются. В транспорте находят отражение все современные тенденции безопасности, включая автопилотирование. Модель North Silver Pro оснащается непотопляемыми блоками, которые не дадут судну затонуть.

Техническое обслуживание одного водного средства потребует от 15’000-20’000 руб в сезон. Хранение судна в яхт-клубе также платно.

Покупаемые транспортные средства могут снабжаться различными опциями, как при приобретении, так и впоследствии при использовании. Опции монтируются на транспорт с помощью универсальных держателей, устанавливаемых на заводе или опционально. Такие изделия предлагает в России (а также поставляет по всему миру, включая Антарктиду) украинская компания Borika. Наибольшим спросом пользуются эхолоты и держатели для удочки.

Вездеходный транспорт для потребностей рыбалки и охоты обойдётся около 100’000 руб. Такие выпускаются в Калуге (полноразмерный разборный Тарусь), в Архангельске (Paxus, Koira). Российские вездеходы комплектуются зарубежными китайскими и японскими двигателями Lifan, Honda, Yamaha.

 

Как нам объяснил заместитель директора архангельской компании Кайра Артём Валерьевич Дегтярёв, российская техника пользуется большим успехом у европейского потребителя, в частности, мощная добротная российская техника Koira позволяет грузить 90 кг трофеев, и тащить за собой 350 кг. При этом, в отличие от Yamaha, на буксировщики компании не требуются права, ведь техника имеет вспомогательное значение для перевозки груза. В планах компании – освоить производство мотоциклов и квадроциклов и стать №1 на российском рынке.

Подводя итоги, можно говорить о том, что у охоты и рыболовства на Руси есть отличные перспективы, как для клиента, так и для производителя. Благодаря денежной политике государства спрос на внутрироссийский туризм и активный отдых будет только расти. К тому же, благодаря такому отдыху, появляется возможность приобщения к здоровым мыслям и экологичной еде. Промысловую рыбу в Москве найти непросто…

Добавьте «Э Вести» в свои избранные источники
Yandex-News