Театр

Еврейские погромы в «Тарасе Бульбе» и другие неожиданности Богомолова

Еврейские погромы в «Тарасе Бульбе» и другие неожиданности Богомолова

Только-только художественным руководителем Театра на Малой Бронной был назначен Константин Богомолов – режиссёр, работы которого вызывают либо горячий восторг, либо столь же сильное неприятие, и вот в понедельник состоялась первая пресс-конференция, на которой худрук объявил планы на этот сезон. Если всё задуманное исполнится, то спокойной жизни не жди, театральная Москва!

Что будет в творческом плане – мы показываем нашему читателю ниже, в главе «Премьеры». Но перед ними хотели бы отчасти огорчить  поклонников Константина Богомолова – он собирается в ближайшей перспективе повысить цены на билеты в театр: «Перед театром стоят очень важные задачи начать зарабатывать деньги. Он не может тотально жить на иждивении спонсоров и бесконечно клянчить деньги у государства. Театр имеет право и должен аккумулировать средства, чтобы перезапустить свою жизнь, создать фундамент. А дальше он должен доказать, что он зарабатывает деньги, что его проекты успешны, что они собирают кассу.

Театр на Малой Бронной должен начать платить из них деньги своим сотрудникам, осуществлять постановки не только на спонсорские, но и на свои деньги. Это снятие с обременения бюджета, с одной стороны, и со спонсоров, с другой – очень важная задача. Поэтому мы не скрываем, что хотим повысить цены на билеты, если наша продукция будет успешна. При этом мы понимаем, что театр – это дело не столько коммерческое, сколько общественное, поэтому очень важно, чтобы в театр могли приходить разные слои населения: и большого, и среднего, и низкого достатка. Мы постараемся осуществить эту гибкую ценовую политику, но для этого надо стать успешными».

Премьеры

Ближайшей премьерой театра станет спектакль Максима Диденко, который состоится 6-7 ноября 2019 года во Дворце на Яузе, куда театр переезжает в связи с капитальным ремонтом исторического здания. Это будет постановка по тексту Владимира Сорокина – «Норма».

20-21 ноября на Малой сцене театр представит «Слово о полку Игореве». «Хочется сразу оговориться, – говорит режиссёр Кирилл Вытоптов, – что текст будет представлен в нехрестоматийном виде. Мы понимали, что необходимо соединить его с ещё какой-то крупной темой. В моей голове уже давно бродила тема охранников – большой альтернативной российской армии, как я её называю».

13 декабря на Яузе состоится премьера сказки графа Карла Гоцци «Женщина-змея» в постановке Олега Долина, продолжающего свое исследование комедии дель-арте. Она откроет новую программу детских спектаклей театра «Большие режиссеры маленьким зрителям».

«Когда мы говорим о детских спектаклях, мы имеем в виду спектакли для семейного просмотра, – поясняет Константин Богомолов. – Когда родители не отсиживаются в буфетах, а сидят вместе с детьми. Это совместное, ответственное восприятие художественного зрелища. Родители получают своё удовольствие, дети – свою пищу, и они вместе могут это обсудить. Это очень важная вещь для воспитания ребенка и для собственного роста.

Здесь важна работа по втягиванию в этот процесс больших режиссёрских имён, чтобы не было ощущения формального выхода на сцену, в первую очередь, у актёров. Знаете, это бесконечный актёрский ужас – выходить под Новый год и штамповать сказки по утрам и вечерам, наполняя кассу театра и не выполняя никаких художественных задач. Нет, мы хотим, чтобы люди, которые выходят на сцену в постановках для семейного просмотра, осуществляли художественные задачи и понимали, что они выходят в большом серьезном произведении».

Ещё одним спектаклем для семейного просмотра станет «Лунная масленица» Павла Пряжко, который покажут в начале февраля 2020. Филипп Григорьян, режиссёр спектакля поясняет: «Это такой уникальный для Павла текст, потому что его вполне можно превратить в сценарий шоу в Олимпийском. Эта такая штука, которая может распаковываться в любой формат; очень интересное явление. Она примитивно устроена: там линейный сюжет, как в самом банальном новогоднем шоу – «украли Снегурочку, мы ее спасаем», при этом это выдающийся текст о взаимоотношениях родителей и детей».

В марте на Яузе покажут «Покровские ворота» по пьесе Леонида Зорина в постановке Константина Богомолова.

Весной Александр Молочников выпустит спектакль «Тарас Бульба» по Николаю Васильевичу Гоголю. В этой пьесе, говорит Александр, его зацепили еврейские погромы и то, что отец убил двух сыновей.

Другой весенней премьерой станут «Темные аллеи» Бунина, постановку которых готовит Владислав Наставшевс. Вот что он рассказал о своей работе: «Я как всегда [говорю] про воспоминания, про прошлое, про чувственность, эмоциональность, которая уходит и никогда больше не вернется. Бунин писал эти рассказы в начале 40-х годов. Это его воспоминания о той стране, которой уже не было. Это такие апокалиптические настроения и, как ни неприятно признавать, что-то похожее происходит сейчас. Будем надеяться, что не так катастрофично, но это напряжение я лично чувствую.

И главное мне еще показалось, что секс и чувственность теряет актуальность, что люди все меньше и меньше готовы этому отдаваться. Особенно молодежь. Мне кажется, скоро вообще сексуальные отношения перестанут существовать, люди будут об этом вспоминать по праздникам, на Рождество, на Пасху. Будут отдавать дань традиции. Причем это будут достаточно пожилые люди, а молодежь просто забудет, что это.

Так же и природа. Через лет 50-60 человек при встрече с животным, например, с лосем или коровой, не будет понимать, как себя вести. Он просто забудет, что природа существует. Именно об этом было бы уместно говорить в «Темных аллеях» Бунина, потому что это тоже своего рода воспоминания. Может быть, из будущего мы будем вспоминать как это было, когда люди чувствовали пылкие прикосновения, запах любимого человека, шум дождя».

Вот такая программа нас ожидает в Театре на Малой Бронной до мая 2020 года. Но это ещё не всё. Ведутся переговоры с Даниилом Чащиным, Семеном Серзиным, Евгенией Сафоновой, Александром Волкостреловым.

***

Как мы видим, премьеры Театра на Малой Бронной готовят для зрителей немало неожиданных прочтений. Время покажет, будут ли они коммерчески успешными. Но мы уверены в одном – эти постановки не пройдут незамеченными ни поклонниками, ни противниками Константина Богомолова.

Подписаться на рассылку