Евгения Лисицына: «Работа над аранжировкой приводит меня в восторг»

4 марта 2023 года в рамках «Органных вечеров в Кусково» Елены Приваловой прошёл знаменательный концерт. Свои выдающиеся аранжировки произведений Антонио Вивальди и Иоганна Себастьяна Баха представила одна из самых знаменитых органисток СССР и современной России Евгения Лисицына.

В программу были включены не только авторские аранжировки современного мастера органа, но и переложение «Концерта ре-минор» Вивальди, которое осуществил Бах.

Почему великий композитор перекладывал работы своего современника, с которым не был лично знаком — блестящего музыканта Вивальди? «Я думаю, что он просто влюбился в эту музыку, — пояснила нам Евгения Лисицына. — Бах высоко оценил произведение, которое было открыто для широкой публики лишь в XX веке, и познакомил с ним своих слушателей, переложив скрипку, на которой также прекрасно играл, на орган. Затем пришла эпоха, к сожалению, потери интереса к обоим композиторам. Сейчас трудно себе представить, но отчасти XVIII век и весь XIX век были периодом забвения «великих париков».

Евгения Лисицына: "Работа над аранжировкой приводит меня в восторг"
Евгения Лисицына и Фёдор Скопин

Сама Евгения Владимировна — увлечённый аранжировщик, который не только знакомит слушателей с произведениями давно минувших лет, но при этом постигает и доносит до нас их истинную глубину. «Всё началось с того, что мне в Риге, где я тогда жила, предложили записать на пластинку «Глорию» Вивальди, — рассказывает она читателям «Э-Вести». — Я играла её на концертах, но это совсем другое! Аранжировка — это работа, которая требует погружения в музыку «с головой». Я сепа и в течение месяца сделала переложение произведения для органа. Музыки там на 40 минут.

Старинная музыка так устроена, что она легко перекладывается на орган: голос на одном мануале, аккомпанемент на другом…Но работа над ней привела меня в полный восторг, поэтому когда она была завершена и запись была сделана, мне захотелось этим заниматься дальше.

Поэтому через год, в 1987 году, я сделала транскрипцию «Времён года» Вивальди, которая произвела фурор и попала в «Хит-парад классической музыки» «Комсомольской правды», в число 10 самых популярных записей. Эта музыка салонная, простая и прекрасная.

Затем, однако, я возвращалась к произведению снова и снова, и сейчас играю его совсем по-другому. Сначала моей целью было обязательно сыграть каждую ноту, написанную композитором, уберечь всё, что придумано им. Но скрипка — это скрипка, и невозможно достичь на клавиатуре всего, что играется смычком. Поэтому я со временем переделала произведение так, чтобы оно было и эффектно, и интересно для исполнителя, но при этом целиком и полностью сохраняло авторский текст».

В концерте прозвучала ещё одна знаменитая аранжировка «рыжего священника» от Евгении Лисицыной — его Концерт ми минор, и произведения И.С. Баха: Три хоральные прелюдии, виртуозная соната и Пассакалия до минор. Они были в числе всех без исключения органных произведений Баха, исполнением которых в Домском соборе Риги в 1999-2001 годах Евгения Лисицына окончательно и бесповоротно завоевала музыкальный Олимп.

Большая каменная галерея Кусково погрузилась в плавное и глубокое море звуков, извлекаемых с удивительными лёгкостью, точностью и чувством. Высокий профессионал Евгения Лисицына в очередной раз передала слушателям свой восторг.

Евгения Лисицына: "Работа над аранжировкой приводит меня в восторг"

«Сейчас я продолжаю работу над аранжировками музыки разных эпох, — говорит неутомимая органистка. — 18 февраля 2023 года, например, с моим помощником Фёдором Скопиным — блестящим пианистом и органистом, будущей звездой, мы сыграли «Концерт для органа и струнного оркестра» Пуленка в Царицыно. Это было моё переложение, в котором органная партия сохранилась, а оркестровая партия была переложена для фортепиано».

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку