Православие

Епископ Тихон Шевкунов: убийство царя могло быть ритуалом

Tikhon Shevkunov

Епископ Тихон (Шевкунов), секретарь церковной комиссии по наблюдению за расследованием дела об убийстве царской семьи, 28 ноября 2017 года сказал, что нужно проверить, не было ли это убийство ритуальным. В ответ на это, он получил обвинение в нелюбви к евреям (антисемитизме), которое опроверг.

По словам епископа, речь шла о большевиках-атеистах, “никто не упомянул ни о национальности, ни о религиозной принадлежности расстреливавших”. Вместе с тем, сказал он, “у значительной части церковной комиссии нет сомнений, что это убийство было ритуальным”.

Сегодня, почти 100 лет спустя чудовищного преступления по истреблению одиннадцати человек (членов царской семьи и их приближенных), снова возник спор о том, каковы были мотивы злодеяния. Свои объяснения этому давали сами большевики и их политические противники по результатам своего расследования, а также всевозможные интерпретаторы.

Напомним, что расстрел царской семьи свершился в ночь с 16 на 17 июля 1918 года во время её плена, в Ипатьевском дворце в Екатеринбурге. В числе убиенных: император Николай II, императрица Александра Фёдоровна, их дети, личный доктор Е.С. Боткин, камер-лакей А.Е. Трупп, горничная А.С. Демидова, повар И.М. Харитонов. Перед смертью жертвам был зачитан некий приговор, затем они были расстреляны. Советское правительство объявило народу только о расстреле императора, а о расстреле его семьи общество узнало после публикации Н.Соколовым результатов расследования Белой армии в 1925 году.

Русская царская семья в 1913 году
Русская царская семья в 1913 году

Останки девяти убиенных были найдены в 1991 году, ещё двоих – в 2007 году. Несмотря на то, что царские останки были перезахоронены в 1998 году в Петропавловской крепости (Санкт-Петербург), церковь не признала их подлинности, хотя Николай и его семья были причислены к лику святых. В 2015 году, по просьбе Русской Православной Церкви началось новое расследование зверского убийства, на этот раз при участии церковной комиссии.

Кто отдал приказ – до сих пор загадка. Молва приписывает это деяние Якову (Янкелю) Свердлову, потому что приказ, вероятно, привёз его друг Шая Исаакович Голощекин. Но, в любом случае, исполнением руководил Яков Михайлович (Янкель Хаимович) Юровский. Остальные 10 непосредственных исполнителей убийства имеют смешанный национальный состав.

Согласно ритуальной версии убийства, выдвинутой представителями белого движения (Николаем Соколовым, Михаилом Дитерихсом, Михаилом Скарятиным), на стене подвала дома, где был расстрелян царь, были нарисованы символы каббалистов – одного из течений иудаизма. “Евреи изуверски уничтожили Царскую Семью”, – писал генерал Дитерихс в своих воспоминаниях.

Еврейские организации, в свою очередь, чутко отреагировали на возобновление дела и рассмотрение версии о ритуальном убийстве царской семьи. Они убеждены, что в основе этой версии лежит средневековая легенда о человеческих жертвоприношениях, совершаемых иудеями перед еврейской Пасхой. “Обвинение евреев в „ритуальном убийстве“ — один из самых древних антисемитских наветов”, – говорит Александр Борода, Президент Федерации еврейских общин России.

Епископ Тихон, в свою очередь, связывает версию ритуального убийства с сакральностью фигуры самого царя. “А разве мавзолей Ленина – это не сакральное, не символическое, не ритуальное явление? – спрашивает он. – Большевики и их сподвижники всех мастей отнюдь не были чужды самого неожиданного и разнообразного ритуального символизма”.

 

Источники: Пресс-служба РПЦ, BBCМедуза