Выставки

Елена Гагарина: выставка Владыки океана необычна и для нас

Елена Юрьевна Гагарина

8 декабря 2017 года в Музеях Московского Кремля открылась превосходная выставка «Владыки океана. Сокровища Португальской империи XVI-XVIII веков». Она расположилась в выставочных залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца и продлится до 25 февраля 2018 года. Главное впечатление, которое производит выставка на зрителя – это удивление, что вы знакомитесь с чем-то, что непременно следовало знать прежде.

Рукомойный гарнитур: блюдо и кувшин, Рим, 1746-1747, Музей церкви Святого Роха, Лиссабон
Рукомойный гарнитур: блюдо и кувшин, Рим, 1746-1747, Музей церкви Святого Роха, Лиссабон

Португалия – сегодня небольшое государство на Юго-Западе Европы – во время короля Мануэла I Счастливого (Manuel I o Venturoso, 1469-1521) стала Владыкой океана. Португалец Васко да Гама совершил свои географические открытия, за ним последовали другие и многократно приумножили владения своей страны. При этом португальцы были религиозны и совмещали завоевания с христианскими проповедями, параллельно принимая в свою культуру технологии других стран. Это время стало расцветом Португалии, её науки, экономики и искусства. Тогда появился прекрасный неповторимый португальский художественный стиль – мануэлино.

Блюдо, Лиссабон, 1515-1520, Музей Виктории и Альберта, Лондон
Блюдо, Лиссабон, 1515-1520, Музей Виктории и Альберта, Лондон

Аналогичная политика продолжалась при следующих королях – Жуане III (1502-1557), Себастьяне I (1554-1578), Энрике I (1512-1580). Затем блистательная Ависская династия попала под влияние соперничающей державы – испанских Габсбургов. При следующей – Браганской династии – независимость Португалии постепенно восстанавливалась, но имперская мощь растаяла.

Портрет рыцаря ордена Христа (Васко да Гама?), первая половина XVI в, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон
Портрет рыцаря ордена Христа (Васко да Гама?), первая половина XVI в, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон

Взаимовлияние культур иллюстрируется на примере экспонатов выставки «Владыки океана…» нагляднее, чем когда-либо. Народы, «открытые» по всему миру, приносят португальцам свои лучшие умения, и так появляются истинно португальские сокровища. Японские, африканские, мавританские, индийские и прочие мастера изготавливают предметы католического культа и придворного блеска. Португальский стиль вбирает в себя слоновую кость и фарфор и господствует над культурами мира, заставляя их подражать себе.

 

Настоящей жемчужиной выставки стал договор между португальцами и испанцами о первом разделе мира – Тордесильясский договор 1494 года. У португальцев были Васко да Гама и его последователи, у испанцев – Христофор Колумб. Две владычицы мира – Испания и Португалия – делили тогда межгосударственную границу, линию будущих владений по «Зелёному мысу», португальцы получили земли до Индии исключая уже имеющиеся там христианские владения. Конечно, этот договор действовал не всюду, и с оговорками, но он стал основой целой череды переговоров и путешествий. В XVII веке испано-португальское соперничество стало неактуально, поскольку кончилось их колониальное могущество.

Культурно-политический журнал «Э-Вести» обратился к Генеральному директору Музеев Московского Кремля Елене Юрьевне Гагариной, чтобы узнать о сущности этой экспозиции и акцентах, которые ставят организаторы:

ЭВ: Елена Юрьевна, нам Посол Португалии сказал об этой выставке, что в ней подчёркивается идея российско-португальской евразийской общности и романтичность обоих народов. На Ваш взгляд, какие параллели между двумя странами проводит эта выставка?

Гагарина Е.Ю.: Обе страны – империи. Если мы говорим о Португалии как об империи, которая завоевала половину мира, то Россия – это тоже империя, которая не только завоевала, но и сегодня имеет в своём составе огромную часть мира. Россия – до сих пор самая большая по площади страна в мире, несмотря на то что в последние двадцать лет целый ряд государств от нас отделились. Нас роднит имперское сознание, которое присутствует и у нас, и у португальцев.

Тордесильясский договор, 1494, Национальный архив Торре ду Томбу, Лиссабон
Тордесильясский договор, 1494, Национальный архив Торре ду Томбу, Лиссабон

И русским, и португальцам приходилось знакомиться с культурами многих народов, впитывать в себя различные знания и уметь контактировать в совершенно разных областях с теми людьми, которые жили рядом. Это создало в национальном характере и русского, и португальского народов не только терпимость к знаниям, верованиям и обычаям других людей, но и умение быть толерантными.

Португальцы – это люди очень тонко чувствующие, и, наверное, то же можно сказать и о русских. Я думаю, что в этом заключается тот романтизм, о котором говорил господин Посол.

 

Букет цветов в вазе, 1740, Мастер Иеремия Позье, Государственный Эрмитаж
Букет цветов в вазе, 1740, Мастер Иеремия Позье, Государственный Эрмитаж

ЭВ: На что Вы бы обратили внимание нашего зрителя, который придёт смотреть на эту прекрасную и необычную выставку?

Гагарина Е.Ю.: Вы знаете, эта выставка необычна в том числе и для нас, потому что здесь мы не занимаемся традиционными для нас темами: мы не говорим о символах власти, мы не говорим о взаимоотношениях между разными государствами, о придворных ритуалах.

С одной стороны, в центре внимания – мореплавание и поиск путей в Новый Свет, с другой – необыкновенное смешение различных элементов восточной и западной культур, которые мы видим в португальском искусстве.

Подвеска, Португалия, вторая половина XVII в, Дом-музей Медейруш и Алмейда, Лиссабон
Подвеска, Португалия, вторая половина XVII в, Дом-музей Медейруш и Алмейда, Лиссабон

Выставкой мы рассказываем о возникновении Португалии как империи и об её падении. В этом смысле всё, что мы показываем, является для нашего зрителя абсолютно новым и не известным ему.

Никто не знает ничего о Португалии, кроме того что мы проходили в курсе истории средней школы. Тем не менее это – огромная империя, которая создала очень интересную культуру. И вся эта культура связана с географическими открытиями, с морем и с освоением новых земель. 

***

Экспонаты выставки «Владыки океана. Сокровища Португальской империи XVI-XVIII веков» составляют 140 предметов из лучших португальских музеев: Национального музея старинного искусства и Национального архива Торре ду Томбу, а также из лучших музеев мира: Музеев Московского Кремля, Государственного Эрмитажа, Британского музея и т.д.