Экспонат выставки в ГМИИ закрыл вход в музей

Экспонат выставки Цай Гоцян в ГМИИ закрыл вход в музей

Экспонат выставки «Цай Гоцян. Октябрь», открывшейся в ГМИИ им. А.С. Пушкина 13 сентября 2017 года, закрыл вход в музей. Проходя мимо него, вместо привычной парадной лестницы с колоннами мы видим 16-метровую инсталляцию из молодых берёзок, помещённых в коляски, колыбельки и мешки — так китайский художник Цай Гоцян выразил свои чувства по отношению к России.

Цай Гоцян представляет свое искусство в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Цай Гоцян представляет свое искусство в ГМИИ им. А.С. Пушкина

С нашей страной связаны лучшие детские впечатления Цая Гоцяна (род. 1957). Учителем китайского живописца был русский художник Константин Мефодиевич Максимов (1913-1994), работы которого сопровождают экспозицию ученика. Дважды лауреат Сталинской премии и яркий представитель соцреализма в 1954-1956 годах был профессором живописи в Пекине, и приобрёл там такую популярность, что стал настоящим русско-китайским художником.

Константин Максимов. Портрет китайского матроса, 1956
Константин Максимов. Портрет китайского матроса, 1956

Гоцян рассказывает о том, что на его творчество также оказала огромное влияние живопись Малевича, Левитана, Крамского и Кандинского. «Надеюсь, что в моих произведениях вы найдёте частицу русского духа», — говорит он.

Глава ГМИИ им. Пушкина Марина Девовна Лошак отметила и родство Цая Гоцяна с музеем: «Он — художник, который наиболее точно отображает гуманистическую концепцию музея, — сказала она. — Цай Гоцян мыслит шире, чем локально живущий человек. Он чувствует себя человеком мира, но и человеком Китая, где живёт его семья».
Символ инсталляции — русское дерево, да коляски и кроватки под берёзками русские по происхождению. Это москвичи откликнулись на призыв участвовать в создании берёзовой горы.


Но эта инсталляция — только часть работ Цая Гоцяна, который по своей основной специальности, кстати, дизайнер сцены. Масштабные постановки ждут зрителя внутри. Огромное пространство со специфическим запахом заполнено звуками и имитацией колосьев с серпом и молотом — это уже советский, коммунистический дух. Вокруг него и в соседних залах висят работы художника, выполненные в оригинальной технике — они получены взрывами цветного пороха. Подробнее узнать об этой технике можно будет из информации мультимедиа-стендов, сопровождающих экспозицию.

Поле Цай Гоцян
Поле Цай Гоцян

Вход в ГМИИ будет закрыт берёзками до 12 ноября 2017 года, именно до этого дня будет открыта выставка. После этого берёзки будут высажены и восполнят российский фонд деревьев.

Цай Гоцян (Cai Guo Qiang), Закат на берегу, 1970-е
Цай Гоцян (Cai Guo Qiang), Закат на берегу, 1970-е

 

Источники: Pushin Museum of fine arts

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку