Дыханье благородной праздности: две картины из собрания Николая Юсупова

"Встреча Антония и Клеопатры"

Первыми и наиболее значительными российскими приобретениями работ венецианца Джамбаттисты Тьеполо (1696– 1770) были картины «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры». Они вошли в коллекцию князя Николая Юсупова и украсили его знаменитое поместье «Архангельское».

Николай Борисович приобрёл их в 1800 году у венецианца Пьетро Конколо вместе с другими произведениями художника. Лучшее коллекционер, как водится, оставил себе. Сейчас коллекция приобретений объединилась и выставлена на обозрение в ГМИИ им. Пушкина под названием «Московская жизнь Джамбаттисты Тьеполо и его сына Джандоменико».

На её основе мы можем в полной мере прочувствовать дух «благородной праздности» князя, воспетый А.С. Пушкиным в стихотворении «К вельможе». «Ты понял жизни цель: счастливый человек, Для жизни ты живёшь», — писал поэт, нередко бывавший в гостях у Юсупова и смотревший на его картины.

Пушкин описывает, что знаменитый покровитель муз возвышался в своем уединении над бренным миром, и его миновали все трудности страшного периода революций и потрясений. Он сравнивал Юсупова с римским вельможей, встречавшим закат «в тени порфирных бань и мраморных палат». Немудрено, ведь основным вдохновением Николая Борисовича была Античность и современная ему итальянская и европейская пейзажная живопись.

Князь Николай Борисович Юсупов в 1840 году
Князь Николай Борисович Юсупов в 1840 году

О том, что итальянская культура уникальна в своём возвышении над действительностью, говорит куратор выставки в ГМИИ В.Э. Маркова. Виктория Эммануиловна подчёркивает, что это свойство характерно и для живописи Тьеполо, и для композитора Джузеппе Верди, и для других творцов этой земли.

«У итальянской культуры есть уникальное свойство, — рассказала она «Э-Вести». — Никакая другая культура не создала преемственности на протяжении столь многих столетий, начиная от Античности. И всё это также связано с театральными традициями, которые набирают силу в XVIII веке.

В Италии создана хорошо удобренная культурная почва, которой нет ни в одной другой стране. Помимо творцов, здесь всегда были люди, которые понимали в искусстве; они знали, что они хотели получить. Отсюда в Италии был постоянный круговорот мыслей и образов.

Итальянское искусство впитывает в себя многое, и хотя здесь нет прямого отражения жизни, как, например, в Голландии, но есть передача её ощущения. Итальянские картины нельзя читать буквально, это не иллюстративность северного художника. Так, в XV веке итальянцы начали одевать евангельских героев в современные костюмы, и то же мы встречаем позднее у Верди. Он берёт странные, на первый взгляд, сюжеты для «Аиды», «Трубадура», «Бала-маскарада»… Это и «жизнь», и не «жизнь».

В остальной Европе начинают разрабатывать национальную тему, но Италия продолжает по-своему, потому что итальянское искусство рассказывает о сути этого мира. Оно не про антураж, не про ситуацию, не про вещизм. Суть этого мира в столкновении характеров, любви и ненависти — вечных темах, поэтому Верди и жив до сих пор, и не нужно выводить на сцену автомобиль, чтобы он стал современнее. Мы не можем пересказать сюжет его «Трубадура», но он подлинный в чувствах. Я считаю, что секрет в том, что итальянское искусство берёт начало от великой драмы Античности».

Буквально сюжеты «Встречи Антония и Клеопатры» и «Пира Клеопатры» навеяны античной историей. Взаимоотношения двух политиков древности нашли отражение в произведениях Плиния и Плутарха, им посвятил одноимённую пьесу Уильям Шекспир. Пир Клеопатры рассказывает легенду о том, что египетская царица решила поразить римского военачальника при знакомстве и закатила в его честь самый богатый пир. На пиру она позабавила гостя тем, что растворила в уксусе самую крупную свою жемчужину и выпила его. А он, вернувшись из похода, привёз ей не менее удивительный «трофей» — пленного армянского царя (он стоит в светлых одеждах со скрещенными руками).

"Пир Клеопатры"
«Пир Клеопатры»

На картинах, выбранных Николаем Юсуповым для своего дома, нет вещественного реализма — художник не гнался за исторической достоверностью одежд и лиц. Но в них содержится философия любви и власти — то, что так часто было предметом бесед вельможи с Вольтером и Дидро. Кроме того, Тьеполо был известен тем, что он был прекрасным интерьерным художником, которому заказывали картины и росписи самых прекрасных домов Европы: Палаццо Лабиа в Венеции, Виллы Вальмарана в Виченце, архиепископской резиденции в Вюрцбурге и королевской резиденции в Мадриде.

Как нам рассказал посол Италии в России Паскуале Терраччано, вкусы и желания российского вельможи Николая Юсупова не отличались от его европейских коллег. «Какой-либо разницы в европейских и российских коллекциях Тьеполо я не вижу, — говорит Его Превосходительство. — Тьеполо был одним из величайших художников своей эпохи. Множество его творений находятся в России, в Испании и других странах. Он был в значительной мере как итальянским, так и испанским художником, и в целом представлял собой европейское культурное явление. В этом смысле не удивительно, что высококультурная русская аристократия, имевшая прекрасный художественный вкус, выбирала для своих коллекций произведения этого величайшего европейского художника. В этом заложены основы нашего общего пути».

Нетрудно себе представить, что и европейские собиратели живописи Тьеполо так же безмятежно пережили «век революций», глядя на эти прекрасные творения. По крайней мере те, кому посчастливилось их пережить, не будучи затронутыми бурей.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку