Две проблемы экономики Испании, которые поменяют лицо страны

В Испании началась дискуссия о том, что первично, а что вторично: успех для предпринимателей или успех для трудящихся? В какой-то мере это напоминает спор между физиками и лириками. Или, есть другой вариант: что первично — яйцо или курица?

Несмотря на то, что этот спор напоминает схоластиков Средневековья, он имеет под собой реальную почву. Ведь всё, что окружает человека в стране: кредиты, оплата ЖКХ, оплата транспорта, цена в баре и прочие экономические обстоятельства — всё продиктовано властями. Великий философ Хосе Ортега-и-Гассет говорил: «Я — это я плюс мои обстоятельства». И добавлял: «Спасусь я — спасутся и мои обстоятельства».

Власти создают эти самые условия, в которых живёт и творит гражданин, но при этом они сами определяют, что гражданину предстоит «преодолевать», а что ему во благо. Гражданин играет по правилам, которые ему спускают сверху власти, и в большинстве случаев он на эти самые обстоятельства, о которых говорил Хосе Ортега-и-Гассет, не влияет.

Если говорить просто, то власти организуют гонки с препятствиями, где препятствия устанавливают они сами на своё усмотрение, а бегуны (сколько бы этих препятствий ни было) должны их преодолевать до бесконечности. Власти — это генератор этих самых препятствий в гонках с препятствиями. Слабый голос гражданского общества может, образно говоря, повлиять в лучшем случае на количество этих препятствий, но ни в коем случае не на их ликвидацию вообще.

Все страны в один голос осуждают государство, где нет собственных вооружённых сил. А вы никогда не задавали себе вопрос: а почему их надо осуждать? А почему у этих государств нет этих самых вооруженных сил вообще? Ответ очевиден: в этих государствах не хотят тратить средства на то, что может пойти на повышение благосостояния своего населения. И именно эта причина — главный мотив в выборе о нейтральности данной страны по отношению к различным политическим союзам.

С другой стороны, и при наличии значительных вооруженных сил можно обеспечить высокое благосостояние своего народа, если взять за пример Японию, которая тратит меньше 1% ВВП на вооруженные силы. Это и будет ответ на поставленный вопрос.

Испания — страна с давними традициями предпринимательства. Конкурентная среда здесь — одна из самых лучших в мире. Об этом писал ещё Майкл Портер в своём нетленном произведении «О конкурентности в мире». Предприниматель в Испании себя чувствует как рыба в воде. А вот что касается широких слоёв трудящихся — вот здесь вопрос.

Решение двух задач (если отбросить «шелуху» с так называемых важных стратегических вопросов экономического развития, то выяснится, что в Испании необходимо в самые кратчайшие сроки только решить их): повышение доходности — а раз так, то повышение нормы прибыли для среднего и малого бизнеса, и потребительского спроса.

Как мы с вами видим, эти две проблемы накрепко связаны в один узел. Его развязать могут власти двумя простыми техническими действиями: 1) законодательно закрепить исчисленную на сегодняшний день максимально высокую норму прибыли для названных категорий предпринимателей, 2) инвестировать в потребление.

Но для того чтобы инвестировать в потребление, нужно радикально изменить трудовое законодательство, и, конечно, изменить всю среду для пенсионеров, которые в течение 10 лет в Испании составят более трети населения. В качестве примера было бы полезно взять ряд скандинавских кейсов, один из которых редакция Э-Вести разбирала пару недель назад.

Какие две главные проблемы в экономике надо решать «здесь и сейчас» — это повышение конкурентоспособности испанских товаров на европейском рынке, открытие восточного направления во внешнеэкономической стратегии и разрешение трудового законодательства, которое позволит широким слоям трудящихся вздохнуть полной грудью и смотреть уверенно в завтрашний день. Испания ждёт, она напряжена в ожидании, смотрит «в оба глаза» на каждый шаг правительства — не дай Бог оно осечётся, подскользнётся и растянется на мостовой…

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку