Два чиновника ВОЗ проверяют версию об искусственном происхождении COVID-19

Искусственное происхождение коронавируса

Комиссия, состоящая из двух чиновников Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), приехала в Китай — очаг распространения пандемии нового коронавируса, чтобы проверить все существующие версии о происхождении болезни. В их числе — версия об искусственном происхождении COVID-19, то есть, создании вируса в лаборатории в Ухане.

ВОЗ была создана в середине XX века как орган ООН, которому было поручено собирать эпидемиологические данные и стандартизировать медицинскую лексику, обобщать данные, распространять лучшие практики и выпускать пригодные для всех рекомендации, которые бы сделали мир здоровее. Из практических мер, которые этой организации удалось продвинуть по всему миру — вакцинации от оспы, которые позволили побороть эту болезнь, и иммунизация детей от дифтерии, коклюша, столбняка, кори, полиомиелита и туберкулеза в 1974 году. Но в плане пандемии коронавируса организация не была так успешна.

Генеральный директор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус, столкнувшийся с выходом США из финансирования своей организации, объяснил миссию так, что он решил проверить, «соответствует ли глобальная архитектура здравоохранения поставленной цели». Тем не менее, это было воспринято как попытка ВОЗ, обвинённой в плохой координации работы, реабилитироваться и оправдать свой мандат в плане реагирования на чрезвычайные ситуации.

«Эксперты ВОЗ отправляются в Китай для совместной работы со своими китайскими коллегами по подготовке научных планов по выявлению источника вируса SARS-COV-2, — говорится в официальном пресс-релизе ВОЗ. — Эксперты разработают ТЗ для международной миссии под руководством ВОЗ… Этот процесс представляет собой эволюционирующее начинание, которое может привести к дальнейшим международным научным исследованиям и сотрудничеству во всем мире». «ВОЗ создала большую команду, которая будет работать вместе с китайскими учеными над анализом происхождения вируса», — цитирует агентство Синьхуа слова представителя Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в России Мелиты Вуйнович.

Вместе с тем, международное научное сообщество не ожидает от этой миссии прорывных результатов, поскольку их не было и прежде. Слишком политизирована ныне проблема пандемии, и слишком мало полномочий у организации — она может только попросить данные, но не может настаивать на их предоставлении. Кроме того, на одну половину своего $6-миллиардного годового бюджета она зависит от глав государств-донаров, на другую половину — от благотворительных фондов, таких как Фонд Мелинды и Билла Гейтс.

Проблема появления новых инфекционных заболеваний — это серьёзная научная проблема, над которой учёные бьются годами и редко дают однозначный ответ на вопрос об их происхождении. Коронавирус — это типичный пример, когда научное сообщество разрабатывает массу гипотез: от животных-переносчиков до утечки экспериментальной заразы из лаборатории, но затем лишь разделяется на сторонников той или иной версии и не приходит к единому мнению.

Если естественное происхождение ещё можно проследить в рамках обычных научных исследований, проследив цепочку последовательностей вируса, то искусственное требует серьёзных разведданных, полученных от государственных спецсслужб. Когда научная версия о искусственном происхождении коронавируса рождается в головах учёных, то публикация об этом может повлечь за собой судебные процессы. Обвинённая сторона, которой грозят санкции за сокрытие данных, не будет сидеть сложа руки. Учёные боятся и осторожничают.

Версии о происхождении нового коронавируса

Первые версии происхождения коронавируса возникли в китайском Ухане ещё в январе 2020 года. Учёные писали о том, что люди заразились от морепродуктов, купленных на местном рынке. Версию о том, что рынок, близлежащий к лаборатории, мог получить вирус в результате утечки из неё, они (по понятным причинам) не разрабатывали. Но, более того, публикация информации о первых пяти случаях разбила версию о морепродуктах — больные их не употребляли и никак не были связаны с рынком.

Тем не менее, китайское правительство провело национальное исследование продуктов, продаваемых на этом рынке, и очень обобщённо информационное агентство Синьхуа сообщило, что некие «образцы диких животных» дали положительный результат на вирус. Детали этого исследования ещё предстоит выяснить, вероятно, чиновникам ВОЗ.

Среди других версий происхождения коронавируса есть версия об утечке из лаборатории ВВС США. Такая версия была выдвинута китайскими чиновниками вскоре после возникновения эпидемии в Ухане.

То ли в ответ, то ли сама по себе, но вскоре появилась и версия о случайной утечке из Уханьского института вирусологии (WIV), где группа профессора Ши Чжэн-Ли в течение 15 лет проводила опыт над летучими мышами, которые заражались коронавирусом для исследовательских целей. Учёные обратили внимание на то, что опубликованные последовательности лабораторного коронавируса на 96.2% похожи на SARS-CoV-2. Но для проверки этой версии нужен доступ в лабораторию — а его китайцы не дают, хотя и обещают однажды это сделать.

Эта версия была подхвачена некоторыми учёными и политиками, самый крупный из которых — президент США Дональд Трамп. Последний присовокупил к научным данным разведданные и пообещал справедливое возмездие всем виновным в распространении коронавируса, в умолчании данных о происхождении пандемии.

В противовес этой версии учёные выдвигают другую, согласно которой вирус проник к людям путём естественной мутации, вот только последовательность известных в природе вирусов гораздо дальше от 96.2%. Поиск «промежуточного звена» пока не увенчался успехом. Возможно, был некий ящер или зверёк, пока не обнаруженный, который и передал свой вирус людям. Но кто он?

Среди гипотез о происхождении COVID-19 есть и та, что он мог возникнуть не в конце 2019 года, а значительно раньше. Есть сведения, что в Ухане медики исследовали пациентов, схожих с коронавирусными, ещё в августе 2019 года. Собственно, на сроке появления вируса говорит и Мелита Вуйнович. А испанские вирусологи обнаружили следы нового коронавируса в образце сточных вод Барселоны ещё в марте 2019 года, за девять месяцев до вспышки вируса в китайском городе Ухань. Так что, возможно, вирус вовсе и не китайский.

***

Как мы видим, большинство существующих версий всё-таки сходится на китайском происхождении коронавируса. Отсюда понятно, почему чиновники ВОЗ будут искать его истоки в КНР.

Но найдут ли они его? Может получиться и так, что ВОЗ только подтвердит обвинения Дональда Трампа в излишней зависимости от Китая, если вернётся ни с чем. В этом случае миссия по реабилитации может стать не реабилитацией, но напротив — полной потерей доверия к организации в большинстве стран мира.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку