Музыка

Для какого клавишного инструмента сочинял Моцарт?

Моцарт за музеляром

Фортепианная музыка Вольфганга Амадея Моцарта по сей день является великолепными образцами сочинений для этого клавишного инструмента. Однако, оригинальные названия этих произведений – «для клавира», а знакомство с историей возникновения самого фортепиано говорят о том, что Моцарт писал вовсе не для того инструмента, что мы знаем в качестве современного рояля.

Немного истории

Сочинения для клавишных инструментов в XVI-XVIII веков неизменно адресовались композиторами клавиру. Под этим понятием, которое имело собирательный характер, объединялись два инструмента.

Первый из них клавесин – струнно-щипковый клавишный инструмент, струны которого приводились в звучание щипком плектра (он изготавливался из вороньих перьев). К семейству клавесина относились и инструменты подобной конструкции, но с разными вариантами корпуса: это сам клавесин (или в вариантах европейских названий чембало, клавицимбал, флюгель) крыловидного типа, многоугольный спинет, прямоугольный верджинел, столообразный мюзеляр.

Второй тип клавира – клавикорд, в котором струна начинала вибрировать при соприкосновении с металлическим тангентом. Конструкция клавикорда была отчасти ближе современному фортепиано: исполнитель-клавикордист, нажав клавишу, не терял связи со струной, а вибрируя пальцем мог продолжать свое воздействие на нее, заставляя звучать.

Однако звук клавикорда был очень слаб и инструмент использовался для бытового музицирования и обучения. В противовес этому клавесин благодаря яркой начальной атаке, возникающей из-за щипка струны, прекрасно звучал и в просторных помещениях, и в ансамбле с другими инструментами. Французский композитор и клавесинист Франсуа Куперен сравнивал клавесин «с фундаментом, который поддерживает все здание ансамбля».

Первое фортепиано было описано в 1700 году флорентийским мастером Бартоломео Кристофори и вскоре стало известно как «клавесин с молоточками». Этот эксперимент по внедрению молоточковой механики в конструкции клавишного инструмента был вскоре повторен в Германии, но уже с клавикордом.

Анна Мария, Вольфганг Амадей и Леопольд Моцарты на фоне портрета Марии Анны Моцарт
Анна Мария, Вольфганг Амадей и Леопольд Моцарты на фоне портрета Марии Анны Моцарт

Клавишный инструмент Моцарта

В течение столетия вплоть до конца XVIII века клавесин, клавикорд и фортепиано (новое название отразило возможность инструмента к градации нюанса звучания) существовали параллельно. К примеру, один из сыновей Баха Карл Филипп Эммануил в 1788 году создал Двойной концерт, в котором в качестве солистов на фоне оркестра выступали одновременно клавесин и фортепиано.

Важно отметить, что фортепиано того времени не было тождественно современному. В музыкальной науке оно фигурирует под названием хаммерклавир или молоточковое фортепиано. Внешне этот инструмент еще сходен с клавикордом или клавесином, но звук в нем извлекается при помощи молоточков, которые обернуты войлоком или кожей. Звук его по сравнению с современным фортепиано более сухой и тихий, не обладающий современным богатством обертонов и широким динамическим диапазоном.

В.А. Моцарт (1756-1791), несомненно, знал и владел всеми названными клавишными инструментами. По сложившейся аутентичной (то есть учитывающей  традиции времени создания сочинения) практике его клавирные сочинения исполняются на всех видах клавира, а также звучат на современном фортепиано, которого Моцарт, увы, знать не мог.

Для хаммерклавира писал и Людвиг ван Бетховен. Его знаменитая «Лунная» соната, созданная в 1800-1801 гг. при жизни композитора звучала так (Юрий Любимов исполняет финал сочинения):