Для какого клавишного инструмента сочинял Моцарт?

Моцарт за музеляром

Фортепианная музыка Вольфганга Амадея Моцарта по сей день является великолепными образцами сочинений для этого клавишного инструмента. Однако, оригинальные названия этих произведений — «для клавира», а знакомство с историей возникновения самого фортепиано говорят о том, что Моцарт писал вовсе не для того инструмента, что мы знаем в качестве современного рояля.

Немного истории

Сочинения для клавишных инструментов в XVI-XVIII веков неизменно адресовались композиторами клавиру. Под этим понятием, которое имело собирательный характер, объединялись два инструмента.

Первый из них клавесин – струнно-щипковый клавишный инструмент, струны которого приводились в звучание щипком плектра (он изготавливался из вороньих перьев). К семейству клавесина относились и инструменты подобной конструкции, но с разными вариантами корпуса: это сам клавесин (или в вариантах европейских названий чембало, клавицимбал, флюгель) крыловидного типа, многоугольный спинет, прямоугольный верджинел, столообразный мюзеляр.

Второй тип клавира – клавикорд, в котором струна начинала вибрировать при соприкосновении с металлическим тангентом. Конструкция клавикорда была отчасти ближе современному фортепиано: исполнитель-клавикордист, нажав клавишу, не терял связи со струной, а вибрируя пальцем мог продолжать свое воздействие на нее, заставляя звучать.

Однако звук клавикорда был очень слаб и инструмент использовался для бытового музицирования и обучения. В противовес этому клавесин благодаря яркой начальной атаке, возникающей из-за щипка струны, прекрасно звучал и в просторных помещениях, и в ансамбле с другими инструментами. Французский композитор и клавесинист Франсуа Куперен сравнивал клавесин «с фундаментом, который поддерживает все здание ансамбля».

Первое фортепиано было описано в 1700 году флорентийским мастером Бартоломео Кристофори и вскоре стало известно как «клавесин с молоточками». Этот эксперимент по внедрению молоточковой механики в конструкции клавишного инструмента был вскоре повторен в Германии, но уже с клавикордом.

Анна Мария, Вольфганг Амадей и Леопольд Моцарты на фоне портрета Марии Анны Моцарт
Анна Мария, Вольфганг Амадей и Леопольд Моцарты на фоне портрета Марии Анны Моцарт

Клавишный инструмент Моцарта

В течение столетия вплоть до конца XVIII века клавесин, клавикорд и фортепиано (новое название отразило возможность инструмента к градации нюанса звучания) существовали параллельно. К примеру, один из сыновей Баха Карл Филипп Эммануил в 1788 году создал Двойной концерт, в котором в качестве солистов на фоне оркестра выступали одновременно клавесин и фортепиано.

Важно отметить, что фортепиано того времени не было тождественно современному. В музыкальной науке оно фигурирует под названием хаммерклавир или молоточковое фортепиано. Внешне этот инструмент еще сходен с клавикордом или клавесином, но звук в нем извлекается при помощи молоточков, которые обернуты войлоком или кожей. Звук его по сравнению с современным фортепиано более сухой и тихий, не обладающий современным богатством обертонов и широким динамическим диапазоном.

В.А. Моцарт (1756-1791), несомненно, знал и владел всеми названными клавишными инструментами. По сложившейся аутентичной (то есть учитывающей  традиции времени создания сочинения) практике его клавирные сочинения исполняются на всех видах клавира, а также звучат на современном фортепиано, которого Моцарт, увы, знать не мог.

Для хаммерклавира писал и Людвиг ван Бетховен. Его знаменитая «Лунная» соната, созданная в 1800-1801 гг. при жизни композитора звучала так (Юрий Любимов исполняет финал сочинения):

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку