Директора театров не рассматривают онлайн как конкурента

Театры с введением мер самоизоляции превратились в нечто странное — то ли репетиционный зал онлайн-киностудий, то ли в творческие мастерские без зрителей. Минкультуры уже давно старалось подготовить почву под цифровые решения, поэтому к некотором смысле московские театры были готовы к запуску онлайн-проектов. Кто-то больше, кто-то меньше… Но Интернет-пространство сегодня заполнено театральными трансляциями и доступными архивами, где каждый из театров публикует программу своей виртуальной жизни и пытается занять своё место в онлайне.

Вот тут, казалось бы, наступила новая эра, когда некоторые театры будут щеголять своими  цифровыми возможностями перед другими, и, за неимением альтернативы, за время сидения москвичей дома на диване сумеют нарастить свою аудиторию, отобрав её у незадачливых старомодных коллег. Но нет, какое бы поколение Z не сменяло поколение Y (или какие там ещё аббревиатуры придуманы для молодёжи), театр был, есть и останется живым, требующим живого зрителя, сидящего в зале. Переход в онлайн — исключительно временная мера, возможность занять себя, и это не сможет не только помочь театрам нарастить долю рынка, но и не сделает проще возврат из заточения.

«Грымов считает, что онлайн не может нормально донести то, что происходит в зале, — категорично высказывается художественный руководитель и режиссер Театра Модерн Юрий Грымов. — Я думаю, всё же не надо театру увлекаться онлайн».

Он говорит о том, что после испытанного шока от самоизоляции, несмотря на онлайн-решения, будущее театров будет нелёгким. Особенно, по словам Грымова, это коснётся маленьких и независимых театров: «Будем честными. К сожалению, многие исчезнут. У государственных театров есть хотя бы крыша над головой и всё из этого вытекающее., но зарплаты мы получаем прежде всего от зрителей».

«Мы вынуждены идти в онлайн, — говорит директор Театра Вахтангова Кирилл Крок, — но театр — это совершенно другие эмоции, совершенно другая история, поэтому я абсолютно убежден в том, что, как только ситуация стабилизируется, как только всё наладится, успокоится — зритель вернётся, потому что искусство театра тем и ценно, что я присутствую в зале здесь, сегодня, сейчас, я вижу, я это воспринимаю, сопереживаю, сочувствую этому. Это будет длительный процесс, это не будет быстро. Это не будет так, что завтра снимут карантин, и все театры будут с аншлагами. Нет, конечно».

Директор МХАТ им. Горького Татьяна Ярошенко, наверное, чуть теплее относится к Интернет-возможностям, чем её коллеги, по-домашнему. «Я сейчас на собственного ребёнка смотрю, который в школе занимается онлайн, и вижу некие трансформации как в себе-родителе, так и в ребёнке. Нам уже кажется, что так удобнее, ближе, роднее, когда рядышком со своим любимым на диване.

Устойчивая привычка, как известно, вырабатывается за 21 день. После 21 дня на карантине будет очень сложно выйти из онлайн. Выходить всем из затвора – это абсолютно равная задача: как для всех учреждений, которые работают с людьми, так и для театра. Тут уже сгодятся рекламные кампании, которые мы раньше меньше применяли, а теперь будем больше использовать, какие-то другие варианты взаимоотношений с публикой, какие-то акции, которые будут влиять на цену билетов и т.д».

Заметьте, что это говорят те театры, которые очень активно ведут себя в Интернет-пространстве и даже умудряются зарабатывать в новых для себя технологиях. Только представьте себе, что о переходе театров в онлайн могут сказать нам небольшие уездные театры.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку