Девелоперы выиграют только с проектами умных технологий

Гасан Архулаев, генеральный директор «GR Development»

Сегодня многое говорится об изменениях в строительстве и переходе к проектному финансированию. Например, недавно было широкое обсуждение «Девелопмент новой волны» в Коммерсанте. На рынке происходят качественные изменения, укрупнения, идёт поиск и обсуждение новых механизмов и решений, внедряются умные технологии.

Собеседник культурно-политического журнала «Э-Вести» — генеральный директор «GR Development» Гасан Архулаев – один из тех, кто с уверенностью смотрит в будущее и верит в прогресс. В частности, в то, что для девелоперов сегодня выгодно и перспективно сосредоточиться на строительстве высококачественного жилья.

ЭВ: Гасан Гусейнович, как Вы оцениваете вероятное влияние на потребителя решения о переходе на проектное финансирование?

Архулаев Г.: Вы знаете, многие говорят о повышении цен на недвижимость. А я вспоминаю то, что город будет реализовывать на рынке излишки жилья по программе реновации. У города сейчас нет сегмента эконом, есть класс стандартного жилья. Соответственно, более дешевые предложения, поступившие от города, будут нивелировать ставку, возросшую за счет проектного финансирования и применения эскроу-счетов. В данном случае, за покупателя, который хочет жить в стандартном жилье, будет определенная конкурентная борьба.

Безусловно, мы получим какое-то повышение стоимости, но это будет в проектах, качество которых будет выше качества проектов города. И здесь заложен один из выходов из кризиса для девелоперов – развивать в большей степени это направление, делать более качественное жильё.

ЭВ: Правильно ли я поняла, что Вы не считаете катастрофическим внедрение проектного финансирования?

Архулаев Г.: Меня беспокоит не тема возросшей стоимости проектов. Меня беспокоит другое – в банковской сфере мы имеем множество обманутых вкладчиков – их больше, чем дольщиков. Представьте себе, что с коллапсом одного из крупных банков мы будем получать и обманутых дольщиков, и обманутых инвесторов, которые будут строить объекты за свой счёт.

Они заключают договора, выполняют в полной мере свои обязательства, и вдруг банк, который держал эти деньги, схлопывается. Что происходит? Дольщику, возможно, компенсируют до 10 миллионов рублей, а кто компенсирует затраты инвесторам? И всю программу маркетинга и реализации, которую выстраивали под проект, теперь предстоит спустить под очередной механизм восполнения средств банков?

Для меня очевидно, что эту программу было необходимо «обкатать» на какой-то одной из территорий устойчивого развития, там проверить механизмы, выстроить тарификацию… Ведь пока неуверенно говорится о том, что кредит для застройщика будет стоить от трёх до пяти процентов.

ЭВ: И всё же, что касается стоимости. Скажите, пожалуйста, подразумевается ли под более качественным жильём внедрение «умных технологий», «умных домов»?

Архулаев Г.: Скоро другого понятия и не будет. Умные технологии – это понятие экономии во всём. Сейчас мы переходим к более европеизированной модели девелоперского проекта, а именно: создание проекта, управление и эксплуатация. Соответственно, все те механизмы, которые мы закладываем, инновационны. Они влияют на стоимость, существенно оптимизируют стоимость затрат, эксплуатации и реализации.

Большинство крупнейших девелоперов работают с собственными управляющими компаниями.

ЭВ: Видит ли сегодня клиент пользу умных технологий, есть ли для него в этом смысл?

Архулаев Г.: Когда-то мы все катались на телегах. Сейчас – пересели на автомобили. Я считаю, что этот процесс неизбежен. Мы обязаны этот процесс пройти, и мы этот процесс инноваций и прогресса пройдём. Иначе мы останемся сидеть на камне истории и задумчиво курить. А этого нам совершенно не надо.

ЭВ: Готов ли сегодня покупатель платить за умные технологии, оправдано ли это в его глазах?

Архулаев Г.: Сейчас покупатель стал настолько квалифицированным, разборчивым, что он выберет закрытую дворовую территорию, наличие Wi-Fi, освещенные зоны лавочек, плюс места общего пользования. Его интересует, каким образом осуществляются вентиляция, внутренняя IP-телефония, передача сотовых сигналов…

Смотрите, один из примеров умных технологий – это тепловой насос. По сути, с ним человек перестает платить за огромный объём коммунальных услуг: горячую воду и тп. За счёт ретикуляции подземного тепла клиент получает если не дешевые, то не соизмеримые со стоимостью присоединения к сетям цены. Да, сейчас пока это не получило массового развития. Но в дальнейшем это будет происходить. С развитием технологий солнечных батарей медленно, но верно увеличивается объём данных технологий в России и в Москве.

ЭВ: Насколько я понимаю, цена за счёт этого увеличивается, ведь технологии стоят денег? Вообще, было бы лучше, если бы цена жилья если бы и росла, то не за счёт прокладки в виде банков, а за счёт новых умных технологий.

Архулаев Г.: Совершенно верно. Я думаю, что инвесторы в большинстве случаев и будут свои вопросы решать именно таким образом.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку