Детям показали сказку о том, как Пёрселл живет в музыке Англии

Шутки и прибаутки в сказочном лесу времён короля Артура, дети, выбирающие понравившееся им произведение из сундучка великого английского композитора Генри Пёрселла, и, конечно, целая череда прекрасной музыки разных эпох и жанров, вплоть до современной поп-культуры — такой арсенал музыканты привлекли для того чтобы помочь родителям в их важнейшей миссии — миссии воспитания детей и развития у них любви к музыке.

Прибавьте к этому, что дети после спектакля «Остров сокровищ или сундук дядюшки Пёрселла» влюбляются в Большой зал Московской консерватории и ставят затем на свои мобильные телефоны специальный рингтон (в программке есть QR-код) — и картина этого необычного музыкального события, проводимого под руководством знаменитого дирижёра Вячеслава Валеева, будет более-менее полной.

Интерактивная программа «Острова сокровищ или сундука дядюшки Пёрселла» — старожил Московской консерватории. 16 ноября 2019 года она отмечает уже свой восьмой сезон, но по сей день зал полон маленьких гостей и их родителей (мы видели даже годовалого грудничка, внимавшего действу на руках мамы и с интересом наблюдавшего за происходящим). Некоторые хотят отправиться в путешествие снова и снова, другие приходят по рекомендации своих друзей.

Детям показали сказку о том, как Пёрселл живет в музыке Англии
Вячеслав Валеев показывает «Остров сокровищ»

Интерактив, конечно, предполагает активное вовлечение детей в программу. Вячеслав Валеев с удовольствием общается со своими маленькими зрителями, заставляет их отвечать на вопросы, хлопать и подпевать — что они делают с огромным удовольствием.

Вот как рассказывает читателям «Э-Вести» сюжет представления сам Вячеслав Валеев: «Существует легенда, что к нам (ко всем музыкантам планеты) обратились наши британские коллеги с просьбой помочь им сформировать ящик Пёрселла, который, к сожалению, со временем был утрачен, чтобы посмотреть, какие из музыкальных сокровищ могли бы там оказаться.

Мы показываем ребятам, какие сокровища существуют в настоящее время, а они интерактивно выбирают, что же у Пёрселла можно положить в сундучок. По их аплодисментам мы и наполним сундучок.

Начинается действо с третьего акта «Короля Артура». Эта музыка знаковая для Англии. По замыслу либреттиста, действие попадает в зачарованный лес, где и оживает история. Для того чтобы найти первый акт, нам нужна первая зацепка — ария Гения Холода».

То, как дети встречают арию Гения Холода (её исполняет Игорь Витковский), само по себе уже потрясающая картина. Едва только солист появляется в задних рядах партера и начинает свой путь по зрительному залу, как ребятишки оборачиваются на него, забираясь с ногами на свои сидения, и слушают эту барочную арию не отрываясь ни на секунду.

Затем с большим вниманием юные зрители глядят на экран, расположенный на сцене, на котором в помощь музыкантам показывается видеоряд. Музыка Генри Пёрселла, «Путеводитель для оркестра для юных слушателей» Б. Бриттена, «Игра на воде» Генделя, «Морская буря» Вивальди — все эти и другие короткие произведения сопровождаются биографическими справками о композиторах и их произведениях, а также видеорядом тех мест, которым они посвящены.

«Заканчиваем мы первое отделение концерта «Контрактом рисовальщика» Майкла Наймана, который строится на теме «Короля Артура» (он добавил туда только половинку с точкой), а на экране будут идти фрагменты из этого фильма – те, которые наиболее подходят детям. И мы ещё исполним «Пет Шоп Бойз», которые использовали Пёрселла в своём творчестве. Это позволит нам показать, что интерес к этой музыке не только не ослабевает, но и присутствует в современной поп-культуре. Англичане берегут своё наследие. У нас есть некий разрыв в традиции (я не могу сказать, что у нас все знают, например, Бортнянского), а они стараются его не создавать», — рассказывает дирижёр.

Можете себе представить, какой объём музыки усваивается детьми за время концерта! На наш взгляд, образовательная составляющая в этом представлении чрезвычайно сильна и эффективна. Но сам Вячеслав Валеев видит в своей программе больше популяризаторский элемент, чем образовательный: «Наша программа является больше популяризаторской, она не чисто образовательная. Она ставит цель популяризировать классический элемент, причём на серьёзной базе Московской консерватории, с нашим знанием и теоретической подготовкой.

Концерт исполняется теми музыкантами, которые умеют играть музыку эпохи. Мы хотим показать, что те находки, которые сделаны в барочной музыке, используются до сих пор. А как детям 5-7 лет объяснить, что такое барочный стиль? Разговор о стиле в музыке достаточно сложен. Я должен дать детям сложный материал, и я делаю это даже в меньшем объёме, чем мог бы, чтобы у них остался определённый голод и они не выходили из зала с тем, чтобы никогда не интересоваться такой музыкой. И мне хотелось бы, чтобы ребята и их родители вышли из зала и поняли, что у нас-то не хуже! Такой программы в Лондоне нет!».

Действительно, трудно себе представить детское представление в Лондоне, где было бы такое раздолье для детской фантазии, и во втором акте исполнялась бы музыка, которую выбрали сами дети, а барочное творчество получило бы неожиданное переложение для дудука от А. Саргсян, не говоря уже о том, что дети на концерте летают в космос. А если к этому добавить то, что дети поют в Большом зале Московской консерватории (удалось бы им петь про Буратино и фиксиков в Ковент Гардене?), то конкурентное преимущество очевидно.

После «Острова сокровищ или сундука дядюшки Пёрселла» не только у детей, но и у нас — взрослых возникает понимание современности барочного наследия и вопрос о том, почему сегодня так редко звучит Пёрселл в России? Валеев на него ответил так: «Начнём с того, что «Дидона и Эней» звучит часто. А другие спектакли — действительно, реже. Почему? Это английский язык, причём английский язык XVII века, произносить его достаточно тяжело. И потом никто не может сегодня поспорить с тем, что вся театральная жизнь направлена на развлечение. Проще исполнить музыку, связанную с романтикой… Экспериментальных же площадок у нас практически нет (это нельзя сделать в полуподвальных помещениях, «на коленке», и это требует денег). Но это и вопрос к таким музыкантам, как Теодор Курентзис — почему он редко играет эту музыку, потому что он-то в этом специалист? Мы же играем эту музыку, потому что она нам близка».

Пёрселл — не единственный композитор, которого успешно подготовил для восприятия детей Вячеслав Валеев. У него есть и другие аналогичные программы в Московской консерватории, которыми он влюбляет юных слушателей в творчество Баха и Моцарта; вскоре  наверняка появятся и новые. И каждая из них — огромный вклад в будущее ребёнка, в богатство его внутреннего мира. «Классическая музыка сама по себе — то, что нашёл Пёрселл, нашёл Чайковский — она структурирует сознание и мышление ребёнка. Вы принимаете лекарство, но не думаете о том, как оно работает, но оно работает. Так и с классической музыкой, с помощью которой человеку становятся понятными а), б) и в). Поэтому наше внутреннее название: «Развиваем классикой». Сначала надо привлечь, а потом, если у человека проснётся интерес, закреплять», — говорит дирижёр. Трудно с ним не согласиться, правда?

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку