Авто, Машиностроение

Коммерческий автотранспорт 2016

Коммерческая автотехника представлена крупнотоннажными (грузовиками) и малотоннажными автомобилями (лёгкими коммерческими автомобилями или, по-английски, LCV), а также автобусами. По данным АСМ-холдинга, всего в России на 1 января 2016 г. зарегистрировано 52.25 млн автотранспортных средств, в том числе 3.05 млн LCV, 4.18 млн грузовиков и 0.77 млн автобусов. Таким образом, коммерческая техника составляет 15% от автопарка России. В парке, и в продажах новых коммерческих машин ключевую роль играют отечественные производители.

А.С. Ковригин, АСМ Холдинг

По данным ОАР (Объединения Автопроизводителей России), парк автомобильной техники на данный момент обновляется на 4% ежегодно.

Рынок отражает общую ситуацию, сложившуюся в российской экономике. Валовый продукт (ВВП) России в 2015 году упал согласно Росстату на -3.7% к 2014 году. Автомобильное производство понесло урон порядка -30%. В случае неблагоприятной ситуации с инфраструктурными проектами падают продажи крупнотоннажных машин, при ударе по малому и среднему бизнесу страдают продажи LCV.

В том, что касается проектов инфраструктуры, правительство, судя по всему, предпринимает определённые усилия. В январе 2016 года вступил в силу федеральный закон о государственно-частном партнёрстве (коротко ГЧП), его применением занимается Минэкономразвития. Создана единая база проектов (pppi.ru). К 1 июля 2016 года будет подведена законодательная база в регионах. Инвестиционные проекты в основном касаются Центрального, Южного и Северного ФО.

Ситуация с малым бизнесом более призрачна, поскольку он всецело зависит от рыночной конъюнктуры и потребления. Малый бизнес России сосредоточен на 33.2% в торговле и услугах (потери торговли в 2015 году около -10%), на 19.1% в услугах с недвижимостью (потери -0.5%), на 12.6% в строительстве (падение – 7.5%). В таких условиях планы по покупке техники зачастую откладываются до лучших времён.

В обоих случаях участники рынка отмечают особую роль госрегулирования отрасли: как целевой поддержки, так и прочего регулирования наподобие курсов валют.

Аналитическое отраслевое агентство Автосельхозмаш-холдинг (АСМ-Холдинг) собрало у себя профессионалов-участников рынка на 7 очередную конференцию с целью рассмотрения текущей ситуации на рынке и её перспектив. Общую тональность встречи можно охарактеризовать как деловую, однако, особого оптимизма не внушающую.

Вместе с тем, на встрече были представлены актуальные проекты отечественных производителей, были обозначены ситуация на рынке и ожидаемая господдержка отрасли.

Успехи производителей

Компания Урал, по информации к.в.н. С.В. Суворова, запустила целый ряд новинок гражданского и силового назначения. Прежде всего, стартовало производство Урал Некст.

Кроме того, запущены новые Уралы для силовых структур (разработан для МВД РФ), Мотовоз-М, Торнадо-У и Тайфун-У. Новинки компании приняли участие в экспедиции на Северный Ледовитый Океан и зарекомендовали себя там наилучшим образом в экстремальных погодных условиях.

Начальник отдела маркетинга ОАО «КамАЗ» Минин В.С. поделился, что грузовики свыше 14 тонн в ближайшие годы примут участие в реализации ряда крупных проектов: строительстве магистрали «Москва-Казань», газопровода «Сила Сибири» и в подготовке Чемпионата Мира по футболу в 2018 году.

Профессор кафедры двигателей Владимирского Госуниверситета Драгомиров М.С. рассказал о ведущихся учёными разработках высокоэффективной фильтрации охлаждающих жидкостей.

В целом, выступления отечественных производителей внушали веру в будущее непременное улучшение ситуации.

Краткий обзор рынка и его перспектив

Согласно статистике Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ), в 2015 году продажи новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей упали на -36.7% до 1.6 млн автомобилей в сравнении с 2014 годом. Автобусы упали примерно на 21%, грузовики потеряли по разным оценкам 35-52%. Продажи подержанных машин снизились на -20% до 4.9 млн шт.

НаименованиеКоличество продаж, штПадение к 2014, %
Лёгкие коммерческие автомобили107’400-16.5%
Грузовики49’087-46.4%
Автобусы8’700-21.4%
Итого165’187-28.1%

Источник: Усреднённые данные АСМ-Холдинга и ОАР

Как мы видим, лёгкие коммерческие автомобили с падением -16.5% продемонстировали относительно неплохой результат.

В связи с политикой Центробанка по ослаблению курса рубля и успешными результатами работы некоторых автопроизводителей, структура рынка также поменялась. Например, по данным ОАО «КамАЗ», доля компании в 2015 году в грузовиках 14+ тонн выросла на 10% до 51%. Рынок автобусов за это время упал на -23%, и доля НЕФАЗа выросла на 11%.

По данным АСМ-холдинга, в лёгких грузовиках до 5 тонн доля российского производства составляет 95%, в автобусах – 89%, в микроавтобусах – 76%. Самые продаваемые модели среди грузовиков свыше 5 тонн – КамАЗ 65115 и Gazon Next. Лидером среди автобусов является ПАЗ 3205, LCV – Gazel Next и УАЗ 3741.

Импорт и экспорт грузовых автомобилей и автобусов снизился до 26’684 шт, причём тенденция резкого снижения импорта прослеживалась с 2012 года.

По данным И.А. Коровкина (ОАР), объём импорта автокомпонентов и запасных частей в Россию составил 17-20 млрд дол. 10% из них пошло на комплектующие для отечественных машин, ещё 10% – на запчасти к ним. Остальное – запчасти и комплектующие иномарок.

Господдержка

Особенным вниманием на мероприятии пользовался А.Н. Морозов, заместитель Министра промышленности и торговли.

Александр Николаевич обрадовал присутствующих увеличением мер государственной поддержки автопрома в целом – всего в 2016 году предусмотрено 136.7 млрд руб. В то же время, присутствующие отметили, что эти меры недостаточны и направляемые средства в пересчёте на стоимость транспорта судьбу рынка не изменят. В 2016 году прямых закупок государством техники не предусмотрено.

Часть программ поддержки автопрома коснётся коммерческого автотранспорта. Государство снова, как и в 2015 году, выделит 5 млрд руб на льготный лизинг, 1 млрд на закупку троллейбусов и 3 млрд на закупку 1’400 шт газомоторной техники. 7.2 млрд руб будет отдано на субсидии по инвесткредитам для Gazel Next и Mercedes-Benz Sprinter Classic.

В программе также имеются 2 новые статьи. Первая – выделение 3 млрд на обновление машин скорой помощи.

Вторая – создание Российского экспортного центра для поддержки экспорта. Экспортный потенциал на данный момент оформляется, ведутся работы по систематизации возможностей и выстраиванию дилерской инфраструктуры на целевых рынках (основные – Алжир, Иран и Египет). В полную мощь экспорт развернётся в 2018 году, и 50% поддержки планируется для коммерческих автомобилей.

В работе конференции принял участие депутат от КПРФ Н.В. Коломейцев. Он справедливо указал на то, что отечественные производители недополучают возможностей межправительственных соглашений, что цены на электроэнергию высоки – а это около 60% себестоимости, что у нас самая худшая налоговая нагрузка на бизнес… И мы все это знаем. Знаем, что наши производители поставлены в трудные условия, и что поддержки для них оказывается недостаточно.

С другой стороной тех же проблем сталкивается потребитель. Сегодня в мире основным глобальным трендом рынка является увеличение значимости стоимости владения. Ведь счастливому обладателю нового автомобиля предстоит его обслуживать. Условия гарантии, стоимость сервиса и запасных частей, техобслуживание, цены на бензин – это проблемы, которые также требуют политических инициатив, в том числе тех, о которых упоминалось выше.

Источники: Russian Statistics Office, Profile, Izvestia, ASM-Holding, Russian Statistics Office, Vedomosti, KamAZ, Ural, OAR or Association of Russian Manufacturers, Rossiyskaya Gazeta, Zr.ru.

Добавьте «Э Вести» в свои избранные источники
Yandex-News