Что роднило графику эпохи Серебряного века с музыкой?

В. Борисов-Мусатов. Мотив без слов

Рубеж XIX-XX веков был последним ярким художественным взлётом прежней России. В числе прочего, в этот период расцветает графическое мастерство. Великие русские художники — Илья Репин, Валентин Серов, Михаил Врубель и другие ведут «графический» диалог, и некоторым образом даже соревнуются в мастерстве между собой. Хотя каждый работает в уникальной узнаваемой манере, но общим в их произведениях является музыкальность: любовь художников к музыке сделала графику этого времени самым музыкальным видом изобразительного искусства.

«Я по образованию музыкант, — рассказала «Э-Вести» Ирина Шуманова, куратор выставки графических произведений в Третьяковке «Предчувствуя ХХ век».  — И я убеждена, что графика больше связана с музыкой, чем живопись. В живописи я не вижу музыку так, как в графике: здесь есть ритмы, переклички, лейтмотивы…

И чем дальше, чем она ближе к XX веку – тем больше возникает музыкальных аналогий. В этом периоде у графики и музыки аналогичное построение формы: есть тема – есть развитие. Что есть музыка? Тема-развитие, другая тема – разработка… Наиболее ярко эта связь проявляется у Кандинского и Шёнберга».

В. Серов. Портрет Ф.И. Шаляпина
В. Серов. Портрет Ф.И. Шаляпина

Все великие художники конца XIX — начала XX веков музицировали: и Врубель, и Борисов-Мусатов, у которого была любимая пианистка, сопровождавшая выставки, и Серов, и Репин. Они искренне любили музыку и были связаны с музыкальным миром, в том числе кровными и семейными узами.

Валентин Серов был сыном пианистки и композитора Валентины Семёновны Серовой (Бергман) и музыкального критика и композитора Александра Серова.

Дом его родителей в Санкт-Петербурге посещали П.И. Чайковский, А. Рубинштейн, музыканты и критики; по четвергам здесь устраивались приёмы, на которые приходила вся музыкальная и культурная Москва. Это не могло не отразиться на мироощущении мальчика, которого в те годы ласково называли Тошей.

Однажды в гостеприимный дом Серовых с М. Антокольским пришёл и молодой Репин, поклонник музыки А. Серова. «О музыка! Она всегда проникала в меня до костей», — говорил Репин, постоянный посетитель концертов в Дворянском собрании и друг музыкантов «Могучей кучки». Как часто в его произведениях возникают портреты композиторов, певцов, изображения хоров и танцев!

Михаил Врубель был чрезвычайно музыкально образованным человеком и также вращался в кругу музыкантов. Он был знаком и с Римским-Корсаковым, и со многими другими, в том числе через свою жену и музу — певицу Надежду Забелу-Врубель.

Автопортрет Михаила Врубеля
Автопортрет Михаила Врубеля

«Что бы ни говорили про её голос, но у неё был особенный голос, и она была центром музыкального мира Михаила Врубеля, — говорит Ирина Викторовна, — Её голос был порождением этого мира. Иногда бывает, что голос у певицы не очень «оперный», и, тем не менее, эта певица сверхпопулярна. Такой была Нина Дорлиак: камерный голос, а какая певица! Или Галина Писаренко, певица огромного масштаба. К Забеле можно относиться по-разному, но она была музой Врубеля, а он не ошибался. Муж занимался оформлением спектаклей жены, сопровождал её в бесконечных концертах и даже делал платья для выступлений.

Вспомним гениальную Царевну-Лебедь… Кто вложил больше в этот образ: Римский-Корсаков, Забела-Врубель ли сам Врубель? Форму многих произведений Врубеля проще объяснить музыкальными аналогиями, что говорит о том, насколько его образ мышления был музыкален в своей основе».

Музыкальны были все эти художники, создавшие бессмертные образцы живописи и графики, прославившие Россию в мировой художественной культуре. Кто знает, было ли бы их творчество таким ярким, если бы не их любовь к музыке?

М. Врубель. Портрет Н. Забелы-Врубель
М. Врубель. Портрет Н. Забелы-Врубель

 

И. Репин. За роялем
И. Репин. За роялем
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку