Что показал нам «Сталкер»?

Что показал нам «Сталкер»?

С 10 по 15 декабря 2019 года в разных кинотеатрах Москвы проходил ХХV Международный фестиваль фильмов о правах человека под названием «Сталкер». Первый раз он проходил без своего бессменного президента — режиссёра Марлена Хуциева.

В своё время, Марлен Мартынович произнёс с экрана: «Мы всё-таки одолеем зло. Я на это не просто надеюсь, я уверен в этом».

Одолеть зло – не простая задача. Кинематографисты борются с ним с помощью экрана, на котором правдиво стремятся показать нелицеприятную действительность. Это большой труд для неравнодушных. Но ещё больший труд, и внешний, и внутренний, при отражении уродливых жизненных реалий – сохранить художественность выражения в союзе с нравственным, этическим и эстетическим началом, завещанным творческим людям нашими великими предшественниками.

На этом юбилейном кинофестивале были показаны талантливо сделанные документальные, короткометражные и полнометражные художественные фильмы. Среди них была и ретроспектива фильмов-призёров предыдущих «Сталкеров». Традиционно, режиссёры-победители прежних «Сталкеров» приглашались в члены жюри последующих.

Особенно горячо был принят на сегодняшних фестивальных показах художественный фильм режиссёра Елены Цыплаковой «Камышовый рай», снятый в 1989 г. и получивший на первом «Сталкере» главную Премию. В этот раз Елена Октябревна Цыплакова стала членом жюри художественных фильмов XXV Международного кинофестиваля «Сталкер». Её картина «Камышовый рай» была показана в киноклубе «Эльдар» как внеконкурсная ретроспектива, но произвела на зрителей самых разных возрастов такое сильное впечатление, что они долго не отпускали режиссёра-постановщика — Цыплакову, выступившую перед полным залом на сцене после показа. Помимо слов восхищения и глубокой благодарности, люди задавали множество волнующих их вопросов, не только о самом фильме, но и, как говорится, — по жизни. Что же так зацепило зрителя? В чём заключалась тайна могучей энергии этого фильма?

Николай Стоцкий, кадр из фильма «Камышовый рай»
Николай Стоцкий, кадр из фильма «Камышовый рай»

В «Камышовом рае» талантливо, художественно и многогранно было показано самое главное, что касается каждого человека во все времена. Здесь ставился вопрос о сохранении внутреннего достоинства личности в самых экстремальных, самых страшных и не предсказуемых условиях.

Фильм рассказывает о том, как люди, оказавшиеся за бортом жизни, в поисках работы, обманом попадают в рабство к негодяям, делающим на них, несчастных, деньги. Ставших бесправными пленников заставляют работать в нечеловеческих условиях за похлёбку и курево. Их унижают, издеваются над ними, называют «баранами», превращая в безличную рабскую силу. Каждый, попавший в этот ад становится перед выбором – смириться или не сдаваться, — сопротивляться, бежать, рисковать жизнью, но сохранить душу, — своё право на внутреннее достоинство.

Удивительно, что фильм «Камышовый рай» — грубый, мужской, жёсткий до предела был первой режиссёрской работой талантливой актрисы, (сегодня уже Народной «любимицы») – Елены Октябревны Цыплаковой, которой тогда было всего 30 лет! И снят он был блестяще-профессионально за одно лето, в условиях пустыни, где в тени было 40 градусов жары! Осенью снимать фильм было бы уже невозможно из-за начала сезона дождей.

За постановкой этой, всех потрясшей до глубины души и осмысления картиной стояла Правда жизни, о которой стала говорить пресса после выхода картины на экран.

Подтверждением этой правды стало то, что при поисках натуры для фильма «Камышовый рай» под Гурьевым (Казахстан) режиссёр с помощниками зашли туда, где росли камыши и увидели недалеко от них брошенный барак. Этот найденный барак свидетельствовал подлинность истории, рассказанной местным милиционером авторам картины. Это была история на основе определённых фактов — о тайном порабощении бесправных людей и их жизни в лагере для «мирнопленных». Потом, под Астраханью построили подобные декорации для съёмок фильма.

Елена Октябревна Цыплакова
Елена Октябревна Цыплакова

Режиссёр Елена Цыплакова после долгих горячих аплодисментов делилась со зрителями, долго не желающими расходиться после просмотра:

«Впечатление от сценария было настолько сильным, что я была готова снимать в любых условиях. А они были тяжелейшими. Жара, змеи… Наш звукооператор заснул в тени, а проснулся со свёрнутой в кольцо гадюкой рядом на коврике. Змеи ползали повсюду. Мы снимали с утра до вечера под палящим солнцем с привлечением местных жителей и бомжей. Им платили за съёмки деньги, на которые они могли жить и питаться. Эти люди старались, играли замечательно, чувствовали себя нужными, шли на самые неожиданные условия работы и даже сумели убедить администрацию в необходимости для них получать зарплату за каждый день работы, вместо недельного заработка, — так было удобнее для этих специфических артистов. Финал картины остаётся открытым… Для меня же самым главным в этой истории было то, что человек внутренне решил для себя – «баран» он покорный или нет»

Интересно, что после просмотра фильма «Камышовый рай» в городе Кишенёве, на сцену вышел мужчина с седыми волосами до плеч, в сомбреро на голове. Он постоял, помолчал, снял шляпу и сказал:

«Мне сорок два года. Я прожил жизнь как «баран». Я это понял сейчас. Больше так жить не буду»

Много чего ещё интересного и важного прозвучало в этот вечер в московском киноклубе «Эльдар» после показа картины «Камышовый рай». Разговор режиссёра Елены Цыплаковой со зрительным залом был долгий, тёплый, живой, доверительный.

Все, посмотревшие эту замечательную, высокопрофессионально сделанную картину, актуальную на все времена, словно превратились в большую семью, где все поднятые волнующие вопросы были не безразличны каждому слушающему.

Такова волшебная сила настоящего искусства.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку