Макроэкономика

Человеческий капитал России 34-й в мире

Человеческий капитал России 34-й в мире

Глобальное исследование, проведенное Всемирным Банком, показало, что в мире первые три места по инвестициям в человека – так называемому человеческому капиталу – занимают Сингапур, Корея, и Япония. Впереди России оказались также Казахстан (31), США (24), и Германия (11). Данные глобального исследования человеческого капитала выглядят как предупреждение и даже напутствие – хотите поднять экономику страны, вкладывайте в здоровье и образование народа!

Новый рейтинг Всемирного банка, основанный на показателях здоровья, образования и выживаемости, оценивает будущий потенциал производительности и доходов граждан и, в конечном счете, потенциальный экономический рост стран.

Исследование показало, что сейчас 56% рожденных в мире детей принесут обществу лишь половину той пользы, которую они могли бы принести. И все из-за того, что их правительства не инвестируют достаточно в образование и обучение. Президент Всемирного банка Джим Ён Ким (Jim Yong Kim) выразил надежду, что показатели этого рейтинга будут стимулировать руководство стран к улучшению ситуации.

Индекс человеческого капитала России составляет 0.73. Это означает, что сейчас рожденные в России дети, когда вырастут, будут эффективны лишь на 73% в силу недостаточного здоровья и образования. Средний выпускник российской школы в тесте TIMSS получает 538 балов из 625. Это означает, что он «не доучился» более 2 лет. Согласно статистике лишь 78% 15-летних россиян доживут до 60 лет.

Кстати, если рассматривать отдельно девочек и мальчиков, то оказывается, что девочки будут эффективны на 78%, а мальчики – лишь на 68%. При этом до 60 лет доживет 88% женщин и лишь 69% мужчин. Девочки по окончании школы получают 540 баллов, а мальчики – 535. Есть над чем задуматься.

Индекс человеческого капитала. Данные: Всемирный банк
Индекс человеческого капитала. Данные: Всемирный банк

Фактор выживаемости учитывает тот факт, что не все рожденные дети доживут до того момента, когда, получив образование, начнут вносить свой вклад в развитие общества.

Фактор образования говорит о том, насколько эффективно поставлено обучение. За образец принято, что хорошо обученный ребенок по окончании школы получает 625 баллов по тесту TIMSS. Если это не так, то он либо мало ходил в школу, либо мало что от туда вынес.

Уровень здоровья измерялся опосредовано – через показатели детской и взрослой смертности (сколько доживет до 5, и до 60 лет, соответственно).