Музыка

Чайковский и его шедевры по образам европейской литературы

Петр Ильич Чайковский в истории русской музыки был первым профессиональным композитором, получившим систематическое образование в первой русской Консерватории в Петербурге. В купе со знанием нескольких иностранных языков и частыми заграничными поездками это обеспечило композитору мировую славу еще при жизни, а также стало причиной его обращения к европейской литературе при поиске источников вдохновения.

Композитор, признанный в мире

Европейское и мировое признание пришло к Петру Чайковскому при жизни и было связано с регулярными поездками композитора за рубеж. Регулярно бывая за границей с целью не просто отдохнуть, но и погрузиться в творчество, Чайковский чувствовал себя там вполне комфортно. В этом ему помогало свободное владение несколькими иностранными языками и знание быта и традиций заграничной жизни.

Поездки Чайковского за границу были неизменно связаны с расширением как собственных музыкальных горизонтов при знакомстве с новинками европейской музыки, так и с представлением своих сочинений. Тесные творческие и дружеские отношения связывали Чайковского с выдающимися музыкантами, среди которых Г. фон Бюлов, Г. Малер, Э. Григ, А. Дворжак, К. Сен-Санс.

Начало дирижерской карьеры в конце 1880-х годов раскрыло перед Чайковским новые перспективы в деле пропаганды собственного творчества. В 1891 году композитор впервые выступил в США, открыв 5 мая легендарный Карнеги-Холл концертом, в котором дирижировал Нью-Йоркским симфоническим оркестром. В 1893 году Чайковский был удостоен почетной степени доктора музыки Кембриджа и по традиции дал концерт под собственным руководством.

Нельзя не отметить, что всемирное признание творчества Чайковского было связано с особым складом его музыки. Не избегая национального в собственных сочинениях, Чайковский, в отличие от, например, участников «Могучей кучки», был более обращен к психологической стороне творчества. Его лирика и драматизм характеризуются наднациональностью и доступны для понимания и сопереживания меломанам всего мира.

Вдохновленный европейской литературой

В своем творчестве Петр Чайковский воплотил широкий круг образов европейской литературы, обращаясь к ним в течение всей творческой жизни.

Первые опыты на данном поприще относятся к началу композиторской деятельности Чайковского и связаны с членами «Могучей кучки». Завязавшиеся дружеские отношения с передовыми русскими композиторами подарили композитору две симфонические идеи по произведениям У. Шекспира: увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» (1869) по совету Милия Балакирева и симфоническую фантазию «Буря» (1873), созданную по предложению Владимира Стасова.

«Ромео и Джульетта» Чайковского в исполнении Лондонского симфонического оркестра под управлением Валерия Гергиева (2007):

Еще одно обращение Чайковского к наследию Шекспира относится к последним годам жизни. Предложенный младшим братом Модестом «Гамлет» изначально был отвергнут композитором, так как «показался чертовски труден». Однако идея не давала композитору покоя и, несмотря на очевидные сложности воплощения гениального образа (Чайковский писал: «Между германскими композиторами не нашлось до сих пор ни одного, который решился бы приступить к музыкальному воспроизведению этого великого типа»), увертюра-фантазия «Гамлет» была создана композитором в уединении поместья Фроловское и представлена в 1888 году под собственным управлением.

«Божественная комедия» Данте дала начало симфонической поэме «Франческа да Римини», повествующей об одном из эпизодов литературного источника: любви юной замужней девушки к младшему брату своего супруга. Задуманная как программное сочинение, «Франческа» содержит очень подробный план Чайковского, который был помещен композитором в автограф партитуры. Премьера сочинения состоялась в 1876 году под управлением Николая Рубинштейна.

 Поездка в Швейцарию в 1884 году и посещение Альп вдохновили Чайковского на музыкальное воплощение поэмы Байрона «Манфред». Сюжет литературного сочинения в общих чертах был представлен в виде 4-частной программной симфонии, которая была представлена в Москве в 1886 году.

30 октября 2017 года «Франческа да Римини» и «Манфред» прозвучат в Большом зале Консерватории в исполнении Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. В программе также будет представлен Первый фортепианный концерт П. Чайковского, солист – Дмитрий Шишкин.

Чайковский
Чайковский. Главная тема из интродукции к первой части 1 Концерта