Новости рынков

Быть или не быть Интернет-торговле фармацевтическими товарами?

Ну и денёк! Жара-то какая! Да нет же, не на улице – на улице идёт дождь и прохладно. Жара в зале, где идёт жаркая дискуссия “Интернет-торговля лекарственными препаратами: быть или не быть”, организованная агентством “Событие”, и где горячо от волнения.

А о чём идёт речь? Речь идёт о двух самых главных темах в жизни человека: о здоровье и о деньгах. То есть, о доходах. Только теперь всё это в контексте новой, я бы сказал новомодной темы, которая у всех на слуху – темы Интернет-торговли самым, пожалуй, важным в жизни человека – медицинскими препаратами.

Почему эта проблематика так серьёзно волнует сегодня всех, от мала до велика, от стариков до младенцев? Потому что в огромной стране, которой является Россия, проблема здоровья (а в этом смысле и проблема поддержания его ресурсами медикаментов) чрезвычайно важна и актуальна.

Здесь и сейчас очень бы не хотелось предварять разговор об этом разговором о здравоохранении вообще, и в частности об обеспечении населения медикаментами. А, наверное, надо было бы, предварить материал очень грустными размышлениями над вышеотмеченными вопросом.

Если быть предельно конкретным, как нас учили в аналитическом подразделении Исследовательского института Академии Наук, нам предстоит выявить две главные проблемы, вокруг которых-то и строилась в основном вся дискуссия.

Главное, что беспокоило и спикеров, и аудиторию – как обеспечить доступность (то есть, дешевизну) поставляемых товаров (в данном случае, медицинских препаратов) населению, но гарантировать ему безопасность. То есть, аутентичность самих препаратов. И главное здесь: избегать нанесения вреда здоровью покупателю за счёт контрафакта, который есть частое явление в Интернет-торговле, и не только в сфере фармакологии, а вообще товарами как таковыми, поставляемыми по Интернет-цепочке.

Второе. “Э-Вести”, регулярно ведущее рубрику “блокчейн и цифровизация в экономике”, всегда делает фокус (настройку своего оптического прицела) редакционной политики на мировой опыт цифровизации экономики. Поэтому для нас был важен вопрос: “Насколько Россия идёт в фарватере мировых трендов цифровизации, и идёт ли она по проторенному пути, или продвигает свою собственную модель Интернет-торговли фармацевтическими товарами?”.

Что мы наблюдаем в этом смысле, то подтверждают и эксперты. Да, есть очевидные самобытные реалии (отсутствие контроля и ответственности на всех участках – звеньях всей Интернет-цепочки поставки товаров клиенту, отсутствие даже в зачаточном состоянии основ законодательства в этой сфере, разброд и шатание по части стоимости и цен на рынке Интернет-торговли лекарственными препаратами, и, самое главное – отсутствие элементарной критериальности в вопросах приоритетов в системе факторов, участвующих в Интернет-программах в сфере торговли фармацевтическими продуктами). Но при этом Россия в целом идёт по европейскому пути развития цифровизации торговли фармацевтическими товарами.

В этом смысле Россия не похожа на Китай и даже на Индию. И дело не в том, что нашу страну от вышеназванных стран отличает относительно небольшое население, а в том, что это огромное по территории географическое пространство, на котором единственный способ решения вопроса о поставках медикаментов и хотя бы частичное решение такого острого вопроса, как здравоохранение – это Интернет-поставка фармацевтических товаров и Интернет-торговля ими.

Европейский опыт подсказывает, что надо пойти, по всей видимости, по следующему пути. Первое и самое главное – понять парадигму российской реальности в этом вопросе во всём её многообразии и самобытности. А она есть, об этом много говорилось на панели. Второе, что необходимо сделать (и это, видимо, делается, но очень медленно и со своими зигзагами и сальто мортале) – начать научную дискуссию по этому вопросу. Она в дальнейшем получит своё юридическое (законодательное) оформление.

Тот перечень законов, который прозвучал на панели – это некий последний вагон в поезде, который с невероятной скоростью мчится вперёд. Имя ему – мировая экономика и мировая конкуренция.

Третье, на что хотелось бы обратить внимание (это осмысленный итог всего услышанного на конференции) – важно начать процесс цифровизации торговли фармацевтическими товарами с создания трёхсторонней комиссии в составе предпринимателей, профсоюзов и государства, которые определили бы круг задач. Если говорить при этом цивилизованным и рыночным языком, имеется в виду круг задач и интересов каждой из сложившихся на рынке группировок участников триалога.

Подводя краткий итог всему вышесказанному, хочется, пожалуй, сказать главное: важно достичь того, а чём говорил Виктор Дмитриев (избежать эффекта велосипеда, который взрывается через несколько дней после поставки Интернет-заказа) применительно к нашему вопросу.

Как это выглядит сейчас: Интернет-доставка – это дорогостоящий каприз клиента, а не дежурное конституционное право граждан на охрану собственного здоровья. Необходимо  избежать вреда здоровью клиента, при этом обеспечив приемлемый ценовой ценз. Это возможно лишь одним способом – изучить наиболее продвинутый опыт европейских стран, европейское законодательство и, наверное, провести переговоры с Европейской ассоциации Интернет-торговли фармацевтическими препаратами кому-то, кто стоит на позициях продвижения Интернет-торговли в России и готов почерпнуть положительный мировой опыт и положить его на алтарь блага Отечеству и граждан, при этом не забывая и о собственных конкурентных преимуществах, а они, безусловно есть. А как им не быть, когда их все видят?

Добавьте «Э Вести» в свои избранные источники
Yandex-News