Братья Грооты приехали в Царицыно из лучших музеев РФ

Г.-Х. Гроот. Портрет генерал-губернатора В. Левенталя с супругой

01 июня 2017 года в Хлебном доме Музея-заповедника «Царицыно» начинается выставка художников Г.-Х. Гроота и И.-Ф. Гроота, работавших при дворах русским императриц в середине и второй половине XVIII века. Куратор выставки – д.и.н. Людмила Алексеевна Маркина, специалист по творчеству братьев Гроот. Экспозиция из примерно 70 работ организована к 300-летию со дня рождения героев и продлится до 17 сентября 2017 года.

Г.-Х. Гроот. Портрет Петра Борисовича Шереметева
Г.-Х. Гроот. Портрет Петра Борисовича Шереметева

Братья происходили из семьи живописцев Штутгарта (ныне Германия). Учились у европейских мастеров и работали в Европе. В 1741 году старший брат Георг Христофор выполнил на заказ портрет генерал-губернатора В. Левенталя с супругой, это стало его визитной карточкой и пропуском ко двору. Закрепившись здесь, став «гофмалёром» и получая регулярные заказы от членов императорской семьи и вельмож, старший брат трудоустроил и младшего, который также пришелся здесь кстати.

Г.-Х. Гроот. Портрет Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны
Г.-Х. Гроот. Портрет Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны

Первый из братьев – Георг Христофор – писал портреты императриц Елизаветы I, Екатерины II, Петра III, вельмож и более скромных заказчиков того периода. Здесь можно видеть Шереметевых, Куракиных, Демидова и других, сегодня менее известных широкой публике, а в те времена влиятельных людей. Его живопись оказала влияние на становление портретной школы в России, в числе учеников – русский художник И. Аргунов.

Живопись, ориентированная на знать, имеет тончайшее по мастерству исполнение и подчёркнуто протокольное, этичное отношение к модели. Облик царских особ, конечно, представлен в лучшем свете. Одежды и украшения выписаны так детально, что сегодня и фотоаппарат не справится с такой задачей лучше.

«Изюминкой» портретной части экспозиции стал портрет совсем юной Елизаветы, спрятанный за ширмой (Портрет Елизаветы Петровны в образе Флоры). Действительно, такое изображение, хотя бы и аллегория, было слишком смелым в те времена.

Г.-Х. Гроот. Портрет Елизаветы Петровны в образе Флоры
Г.-Х. Гроот. Портрет Елизаветы Петровны в образе Флоры

Второй художник – Иоганн Фридрих – писал для двора охотничьи сюжеты и изображения животных. В том числе художнику довелось в течение 14 лет оформлять охотничий павильон «Монбижу» в Царском селе, создавать картины животных из царскосельского зверинца. Стиль художника, красочно изображавшего домашних животных и диких зверей и птиц, лежит в основе анималистической живописи России.

При работе над выставкой была предпринята попытка восстановления развески полотен Охотничьего павильона. Зритель может примерно представить себе, как выглядел интерьер помещения, в котором отдыхала после охоты императрица со свитой.

Выставка Гроотов объединила работы, хранящиеся в разных музеях. Здесь можно увидеть живописные полотна из Русского музея, Третьяковской галереи, Эрмитажа, Царского села, Кусково,  Петергофа и других. В том числе, выставка Гроотов в Царицыно знаменательна тем, что здесь встретились портреты из разных собраний. Таковы члены семьи Куракиных, например, воссоединившиеся с женой и матерью из Эрмитажа (Портрет княгини А.И.Куракиной).

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку