Россия

Борьба правительства с контрафактом не защищает потребителей

Борьба правительства с контрафактом не защищает потребителей

Борьба с контрафактом на данный момент интересует всё население России, от главы правительства до рядового потребителя. С одной стороны, контрафакт обесценивает меры господдержки и делает неприменимыми на практике любые меры госрегулирования. С другой – он зачастую угрожает здоровью потребителю. Также он мешает отдельным компаниям планировать свой сбыт и производство, хотя подделка может осуществляться и на самих заводах-изготовителях. Эксперты VI Международного форума “Антиконтракт 2018” сошлись мнении, что всем необходим мониторинг и комплекс мер, применимый не только в России, но и на всей территории Евразийского Союза.

По мнению Министра промышленности и торговли России Д.В. Мантурова, бороться с контрафактом можно только изменением ментальности потребителя. “Основная задача – изменить представления о том, какую продукцию надо покупать. Здесь у нас есть механизмы и решения. В частности, Роскачество. Мы возродили Знак качества… Это проведение исследований по широкому ассортименту товаров; было уже проверено около 4000 наименований товаров. Причём после проверок наблюдался рост продаж победивших наименований, соответствующих стандартам, на 40%. У нас именно сами производители борются за внедрение системы маркировки, чтобы обеспечить себе конкурентное преимущество. А мы параллельно боремся, чтобы обеспечить дополнительное обременение производителям контрафакта. Кстати, это решение не только нашей страны, но во Франции, Испании и Германии такие институты существуют давно”, – пояснил Денис Валентинович.

Министр Финансов Антон Германович Силуанов убеждён, что победа над контрафактом гарантируется внедрением всеобщей маркировки: “Когда мы технологически сможем всю продукцию промаркировать и обеспечить 100% применение технологии в рознице, проблем с контрафактом не будет. Проблему, которая у нас есть в силу технологического отставания, нужно решать именно таким образом. Конечно, введение системы маркировки требует себестоимости. Любая компания должна произвести траты на закупку оборудования и его внедрения, но эти затраты окупаются”, – рассказал он.

Однако, по мнению Сергея Юрьевича Глазьева, этих мер не будет достаточно для борьбы с контрафактом. “Все нововведения (экспортный комплаенс, маркировка) будут способствовать улучшению ситуации, – сказал он, – но в целом наша система технического регулирования работает крайне плохо. Государство не справляется с обеспечением безопасности выпускаемой продукции”.

Государство, по словам С.Ю. Глазьева, фактически занимается имитацией борьбы с контрафактом: нет ответственности за проводимые испытания, за сертификаты безопасности продукции. Десятки коммерческих компаний занимаются экспертизой, руководствуясь исключительно собственными интересами. С точки зрения эксперта, для радикального решения вопроса с контрафактом надо:

  1. Внедрить систему ответственности всех участников рынка, органов сертификации продукции и аккредитованных лиц.
  2. Совместить систему сертификации в рамках Евразийского Союза и передать её в ведение комиссии. За основу нужно брать общие правила.
  3. Необходимо ввести персональную ответственность за сертификацию.
  4. Нужно провести информирование о товарах, не подтвердивших сертификацию.
  5. Государство должно взять в свои руки, и не должно коммерциализировать, функции контроля за товарами.
  6. Необходимо разрешить сертификацию компаниям с госучастием и в качестве образца создать государственную лабораторию.
  7. Необходимо усиление институтов общественного контроля.