Музыка

Большой театр представит в Финляндии оперы Чайковского

Екатерина Морозова в роли Иоланты. Фото - Д. Юсупов

25-29 июля 2017 года труппа Большого театра в качестве почетного гостя находится на гастролях в Финляндии на Савонлиннском оперном фестивале. Ведущие солисты театра, участники Молодежной программы, приглашенные солисты, хор и оркестр театра под управлением главного дирижера Большого Тугана Сохиева представят на фестивале музыку П. Чайковского: постановку «Иоланты» и сценическое исполнение «Евгения Онегина».

Савонлиннский фестиваль оперы является одним из престижных фестивалей Европы и проводится с 1912 года в естественных декорациях скалистого острова с привлечением замка Святого Олафа. Последние 30 лет на фестивале введена традиция приглашения в качестве почетных гостей ведущих оперных театров мира. В этой роли уже выступали российские Мариинский и Михайловский театр. В 2017 году почетной роли удостоены Большой театр России и Королевский театр Мадрида.

Репертуар Фестиваля-2017 составляет преимущественно европейская музыка: гости из Мадрида представят оперу Беллини «Пуритане» и симфонию Сибелиуса «Куллерво», созданную на основе финского эпоса. Фестиваль представит новые постановки опер Моцарта («Похищение из сераля») и Верди («Риголетто»). Премьерой мероприятия станет первое исполнение хроники «Замок на воде» современного финского композитора А. Саллинена, которая была создана специально для исполнения на фестивале.

Большой театр даст 4 представления «Иоланты» и сценическую версию «Евгения Онегина», разбавив европеизм фестиваля русской классикой великого Чайковского.

О постановке «Иоланты»

«Иоланта» в своей современной версии была представлена в Большом театре в октябре 2015 года и стала воплощением изначальной задумки композитора и заказчика оперы И. Всеволожского (директор Императорских театров) к совместному исполнению в течение театрального вечера небольшой оперы и балета. Созданные «Иоланта» и «Щелкунчик» вместе прозвучали только на премьере в декабре 1892 года в Мариинском театре, вызвав бурные восторги публики. Многие из номеров оперы и балета были в течение премьеры бисированы.

«Иоланта» в Большом театре была впервые дана в 1893 году и ее современная постановка стала седьмой по счету. Это один из наиболее популярных спектаклей театра, одна из постановок которого продержалась в репертуаре театра рекордные 23 года.

Современную «Иоланту» в Большом осуществил известный театральный режиссер Сергей Женовач. Опера Чайковского стала его дебютом в музыкальном театре. Режиссер обратился к истокам спектакля и решил соединить воедино музыку оперы и сюиты из балета «Щелкунчик». По его словам сказочная музыка «Щелкунчика» является отражением внутреннего мира главной героини оперы слепой девушки Иоланты, а необходимость использования сюиты возникает для поддержания поэтической атмосферы спектакля.

Постановка лишена конкретного пространственно-временного решения. Художник спектакля Александр Боровский (ранее ставил в Большом театре «Войну и мир» Прокофьева (2005) и «Пиковую даму Чайковского (2007)) решил всю постановку на игре света и тени, аллегорически изобразив в художественном пространстве спектакля вечные вопросы добра и зла, света и тьмы.

Источники: http://www.bolshoi.ru