Музыка

Большой покажет «Снегурочку» в урбанистических декорациях

Берендейки. В.М. Васнецов. Фото: Википедия

15-18 июня в Большом театре пройдет серия первых спектаклей одной из ожидаемых премьер сезона – «Снегурочки» Н.А. Римского-Корсакова. Новая постановка оперного шедевра станет седьмым обращением Большого театра к партитуре Римского-Корсакова.

Режиссером-постановщиком спектакля выступит Александр Титель совместно с художником Владимиром Арефьевым. Музыкальный руководитель постановки – главный дирижер Большого театра Туган Сохиев.

«Снегурочка» предстанет перед зрителями, судя по опубликованным Пресс-службой театра фотографий с репетиций, в современных урбанистических декорациях. Александр Титель комментирует:

«Мы должны сложить миф нового времени. Нежность и наивность нужно заново создавать в суровых условиях. Так что наша «Снегурочка» будет достаточно непривычной».

Снегурочка (Ольга Семенищева). Фото Пресс-службы Большого театра
Снегурочка (Ольга Семенищева). Фото Пресс-службы Большого театра

Создатели спектакля хотят избежать ореола сказочности, окружающего образ Снегурочки в связи с Новым годом и Дедом Морозом. На первый план будет выдвинут эмоциональный план – темы нежности и любви, которые контрастно пройдут на «суровых» декорациях.

В постановке будут задействованы, в основном, молодые солисты театра, а также участники Молодежной программы Большого.

«Снегурочка – лучшая опера»

Опера «Снегурочка» была создана Римским-Корсаковым на основе одноименной пьесы А. Островского. Ее премьера состоялась зимой 1882 года в Санкт-Петербурге. Славу принесла постановка 1885 года в частной опере С. Мамонтова с декорациями и костюмами В. Васнецова. Премьера в Большом театре в Москве состоялась в 1893 году, тогда спектакль впервые был показан без купюр.

Эскизы костюмов Снегурочки и Леля, выполненные В. Васнецовым
Эскизы костюмов Снегурочки и Леля, выполненные В. Васнецовым

Пьеса Островского, впервые представленная со сцены в 1874 году с музыкой П. Чайковского, не произвела на публику большого впечатления. Римский-Корсаков, ознакомившийся с вышедшей книжной новинкой, также не увидел в ней интересного замысла для оперы. Интерес к пьесе Островского пришел спустя 5 лет – зимой 1879-80 гг. Композитор в этот период особенно интересовался русским фольклором и традициями и иначе взглянул на «Снегурочку»:

«Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна»

Весной композитор посетил А. Островского и получил от него авторский экземпляр пьесы и разрешение ее использования в качестве оперного либретто с возможностью внесением правок со стороны Римского-Корсакова.

Сочинение оперы шло летом 1880 года в имении Стелево – настоящей русской деревне. Композитор в книге «Летопись моей музыкальной жизни» точно зафиксировал период создания «Снегурочки»: 1 июня – 12 августа.

Римский-Корсаков считал «Снегурочку» одним из лучших своих сочинений и был доволен ее драматургией, музыкальным языком, включившим элементы русского фольклора, и оркестровкой.

«Снегурочка» стала началом самостоятельного от «Могучей кучки» пути композитора. Обвинения товарищей в отступлении от общего курса драматических сочинений с отказом от академизированных элементов письма не стали для Римского-Корсакова преградой для продолжения намеченной в «Снегурочке» новой линии развития русской оперы – оперы-сказки. Далее в этом жанре композитор создал «Садко», «Сказку о царе Салтане» и, отчасти, «Золотой петушок».

Источники: Большой театр

Н.А. Римский-Корсаков. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1955.