Экономика

Бизнес: ритейл будет жить за счёт трансформации предложения

ТОР-менеджеры крупнейших компаний розничной торговли, собравшиеся на конференции “Ритейл в России” 21 марта 2019 года, поделились информацией о том, что в ситуации падения платёжеспособности населения им удаётся оставаться на плову и даже выигрывать благодаря внедрению новых форм и моделей бизнеса. Важной частью новой парадигмы является цифровая трансформация розничной сети, которая через несколько лет станет характерной чертой победителей.

Президент сети магазинов Henderson Рубен Арутюнян сказал: “В торговых центрах все хорошо, если они пересматривают свою концепцию. Мы не можем сегодня жить без Интернета, но используем гибридные формы продаж. В 2012 году мы открыли Интернет-магазин, его доля продаж каждый год растет вдвое. В то же время, 80% покупок все равно делается в магазинах. Кто сможет сделать эту гибридную модель лучше – тот и выиграет”.

Широкий спектр цифровых инструментов использует Билайн. Вице-президент “ВымпелКома” по продажам и развитию дистрибуции Юрий Смагаринский пояснил: “Маржа на продажу телефонов сильно падает, она “вытягивается” за счёт аксессуаров. Сейчас телекоммуникации требуют развития новых направлений: продажи гаджетов, внедрения финансовых сервисов и т.д. У нас в центрах появляются банкоматы ведущих банков, осуществляется ремонт мобильных устройств – все это мы пробуем в партнёрстве, потому что до сих пор не знаем, что “полетит”.

В Билайн цифровые методы все больше становятся частью продаж. В результате у нас на фоне роста рынка сеть продаж была сокращена до 3’200 розничных компаний не считая франшизы, а прибыль тем временем выросла в два с половиной раза. В этом помогли запущенные нами программы трейд-ина и лизинга. Благодаря этим финансовым инструментам рынок растет. Мы хотим придти к супермаркету цифровых услуг”.

Президент компании “Снежная королева” Вугар Исаев – один из тех, кто широко и успешно использует цифровые сервисы. “Начиная со второго года внедрения маркировки меховых изделий все те компании, которые работали на рынке легально, включая нашу компанию, растут. Растёт наша федеральная сеть, растёт наша региональная сеть. Причина проста: просто мы привыкли жить и работать в условиях маленькой маржи, – рассказал он нам. – А тем, кто не привык, требуется какое-то время. Минус заключается в том, что до сегодняшнего дня ещё очень серьёзно придётся работать над тем, о чём мы мечтали: видеть информацию, историю товара. Я думаю, что внедрение система маркировки станет давать эффект на ВВП не раньше 2022-2023 года.

Сети мы сегодня видим, со своими поставщиками информацию наладили – они знают, что, когда, по какой цене, с какой маржой, с какой скидкой мы продавали, но в продуктах процесс более сложный. Там есть серьёзное реальное противоречие между сильными транснациональными сетями и производителями, которые оказались в неравных условиях. Даже Кока-Кола отказывается идти на поклон к Ашану. Это тоже нормально. Сеть ты видишь – а остальное нет.

За счёт чего компания может улучшать свои показатели: либо наращивать оборот, либо играть с костами. Автоматизация всей системы, которую мы сейчас внедряем, взаимодействие с интеграторами – в целом это приводит к сокращению количества людей, задействованных на единицу ввозимой продукции. То есть, мы меньшим количеством людей можем обслуживать потоки на 30% или даже в два раза больше. Что в этом плохого? Определённая часть людей так называемого “балласта” уйдёт, в первую очередь из центрального офиса”.

Что касается введения маркировки, то кто от этого выиграет? – спрашивает он. И отвечает: “Потребительский рынок это не увеличит… Да, выиграет государство, причем с момента начала контрольно-надзорной деятельности. Через 2-3 года выиграют и потребители, потому что начнутся распродали для ликвидации остатков склада. А игрокам на каждом уровне придется по-разному. Уже сейчас есть те, кто платит налоги – они и выиграют от внедрения маркировки, потому что уже привыкли работать легально. Им доведётся участвовать в перераспределении 30-40% рынка – других игроков, которые находятся в возрасте 60-65 лет и уйдут на пенсию”.

Вугар Мирзаханович, несмотря на свою веру в цифровую трансформацию как будущее ритейла, убеждён, что она не произойдёт в одночасье: “Верить в то, что переход в другой уклад произойдет быстро – не нужно. Все наши капиталы в другом. Сначала надо увидеть отдачу от капитала”.