Авиастроение

Бизнес-авиация сегодня весьма рациональна

BBJ JetExpo 2013

Бизнес авиация (синонимы – деловая или коммерческая авиация), появившаяся как возможность быстрого транспортного сообщения в 1957 году с самолёта Локид Джетстар (Lockheed JetStar), снова становится важной для обеспеченной части российского общества. Спад на рынке деловой авиации России, наблюдавшийся с 2014 года, в первом полугодии 2017 года остановился.

Boarding Easyjet A319 at Palma Majorca. Photo: Wikipedia
Boarding Easyjet A319 at Palma Majorca. Photo: Wikipedia

Транспорт, который обходится владельцу в миллионы долларов при покупке и сотни тысяч долларов при ежегодном обслуживании, оправдывает себя в крупных контрактах. Российская верхушка охотно покупает или арендует воздушного коня, поодиночке или вскладчину. Существует и правительственный заказ на самолеты в рамках летного отряда «Россия».

Ежегодно в мире авиационные компании продают в среднем более 800 единиц бизнес-авиации по цене в районе $30 млн. По прогнозу Хонивелл (Honeywell), в 2016-2026 годах должно быть продано 8’600 бизнес-джетов на сумму $255 млрд, что предполагает ежегодный рост потребления бизнес-самолётов на 3-4%. Основные рынки, где в ходу деловая авиация – это Северная Америка (65%) и Европа (14%), но самые многообещающие клиенты живут в Азии. За последние 5 лет бизнесмены Китая, Гонконга, Малайзии, Японии и Индонезии увеличили свою долю в деловой авиации с 3% до 6%.

Журнал Форбс недавно выяснил, как изменились предпочтения владельцев личных самолётов за 60 лет существования коммерческого авиатранспорта, и что осталось неизменным.

Предпочтения бизнесменов во владении личным самолётом

Как и прежде, владелец или арендатор личного самолёта может позволить себе свободу. На него не распространяются правила обычных авиаперевозок: не курить, например. Но бизнесмен сам выставляет границы своей свободы, если они оказывают влияние на стоимость владения или остаточную стоимость бизнес-джета.

Покупая личный бизнес-самолет, предприниматель может сделать его золотым или мраморным, но отказывает себе в таких удовольствиях. Чем типичнее оформление салона, тем оно легче может найти нового покупателя и тем оно безопаснее. Деревянный самолет мгновенно сгорит, мраморный – упадёт, да и разрешение на такие пожелания займут массу времени.

Рациональность деловых людей отражается и на технологических обновлениях авиапарков. Далеко не все новые технологии приживаются в этой сфере. Например, реактивность хороша для боевых истребителей, но в деловой авиации время сверхзвуковых самолётов ещё не наступило, важнее наземная логистика для аэропорта. Не готов бизнесмен и к полётам без пилота, слишком большой риск. Новые виды топлива, с точки зрения клиента, также являются необоснованными расходами, хотя для самых убеждённых сторонников зелёной энергетики уже появился Фалькон 20.

Бизнесмену сегодня чрезвычайно важна подключённость к средствам связи. «Ни один чартер без Wi-Fi ты больше не продашь», – сетует продавец компании Дассо Фалькон (Dassault Falcon). Он не будет экономить и на еде, по-прежнему клиент может попросить свежую еду из определённого ресторана, делится один из руководителей НетДжетс (NetJets).

Цена аренды бизнес-джета

Деловой человек тщательно взвешивает, стоит ли взять в аренду самолет, или купить его совместно с коллегами, или всё же инвестировать в него полную стоимость. Первое, о чём он задумается – это о частоте использования личного самолёта.

Если бизнесмен изредка пользуется услугами бизнес-авиации, то он предпочтёт арендовать место или купить чартер. Если чартерные перелёты превысят планку 400 часов за год, он станет искать компаньонов для покупки собственного самолёта. Но если авиаперелеты прочно войдут в его жизнь, то он вложит средства в собственный транспорт.

Компании, работающие в России на этом рынке, предлагают цену на аренду самолета в бизнес-авиации от 30’000 евро в обе стороны из Москвы в Европу и обратно, по России цена составит от 10’000 евро в оба конца. Цена аренды зависит от типа воздушного судна, маршрута полета, количества пассажиров и дней стоянки.

В связи с тем, что предприниматели стремятся сокращать расходы, в деловой авиации появляется ниша бюджетных бизнес-перевозок, когда самолёт, вылетающий за пассажиром в другой аэропорт, берёт попутчика по дешёвой цене. Такие порожние рейсы – это примерно третья часть перелётов бизнес-авиации, и при минимизации таких расходов рынок получит новый импульс.