Безнаказанности гиг-экономики приходит конец

Безнаказанности гиг-экономики приходит конец

Казалось бы, какое удобство – регистрируешься водителем агрегатора такси – Яндекс, Убер или Lyft – и подрабатываешь извозом хоть пару, хоть пятнадцать часов в день, отчисляя ему комиссию за полученные заказы. Однако за модным фасадом технического прогресса неожиданно обнаружился оскал дикого капитализма, обуздать который теперь пытаются в Канаде и США.

С появлением Убер-такси, фриланс биржи YouDo, DoorDash-доставки и других сервисов гиг-экономики работа в офисе 5 дней в неделю с 9 до 18 часов претерпевает изменения, границы стираются, появляется больше гибкости в организации своей занятости. Но одновременно с этим множество благ и прав трудящихся, которые те отвоевали у капитала, начали исчезать.

Речь идет о минимальном уровне оплаты труда, максимальной длительности рабочего дня, больничных, отпускных и прочих социальных правах, которые стали нормой не только в Советском Союзе, но и в большинстве развитых капиталистических странах.

И если многие из нас, родом из социализма, сильно подзабыли первопричины и важность этих благ, то люди, которые всегда жили при капитализме, прекрасно помнят и понимают их. Серьёзным звонком стал и коронакризис, который лишил гиг-рабочих не только заработка, социальной защиты, но и поддержки государства, например, в России.

На Западе же правительства не дремлют и постепенно исправляют эти недостатки.

Так в Канаде в прошлую пятницу Верховный суд вынес решение, которое прокладывает путь для коллективного иска к Убер, чтобы тот признал водителей, пользующихся этим сервисом, сотрудниками компании.

Водитель UberEats Дэвид Хеллер подал коллективный иск к Убер, с целью обеспечить минимальную заработную плату, сверхурочные, отпускные и другие социальные льготы. Сейчас пользователи сервиса считаются независимыми подрядчиками и лишены этих преимуществ.

Убер решил оспорить иск, заявив, что арбитраж должен проходить в Нидерландах, где находится штаб-квартира компании. Арбитражное рассмотрение там стоит около 19’000 канадских долларов, а годовая зарплата Хеллера составляла от 21 до 31 тысячи. Поэтому Верховный суд посчитал, что требование арбитража в Нидерландах нарушает местные трудовые правила и является «недействительным и неисполнимым».

«Это было дело о доступности правосудию», – комментирует решение Майкл Райт, один из адвокатов Хеллера. Тем самым суд постановил, что «более сильная сторона использовала преимущества над более слабой стороной нечестным образом», – добавил Райт.

Теперь Хеллер может возобновить свой коллективный иск, но его решение потребует время. По словам Райта, юриста по труду и занятости, это первый раунд из серии боёв, которые займут несколько лет.

Тем временем Прокуратура Калифорнии планирует заставить Uber и Lyft переквалифицировать водителей из подрядчиков в сотрудников.

С этой целью адвокаты Генерального прокурора штата Ксавье Бесерры подали в Верховный суд штата запрос на предварительный судебный запрет, который, если будет одобрен судьёй, вынудит компанию сменить статус водителей.

Сразу после того, как слушание по этому делу было назначено на 6 августа, акции обеих компаний упали почти на 8%, так как Калифорния крупнейший американский рынок этих фирм.

В январе в Калифорнии был принят закон, ужесточающий классификацию работников в качестве подрядчиков, а не наемных работников. Статус подрядчика имеет важное значение для Uber и Lyft, так как это освобождает их от оплаты сверхурочной работы, здравоохранения, безработицы и иных компенсаций.

Кстати, аналогичной уловкой пользуется Яндекс-такси, который не работает с водителями напрямую, а только через ИП и ООО, избегая оплаты НДФЛ и социальных отчислений, а также вопроса о минимальном уровне оплаты труда водителей, их переработках, сверхурочных и т.д.

В ответ на запрос Генеральной прокуратуры Убер заявил, что большинство водителей предпочитают независимость, предоставляемую работой в качестве подрядчиков. Добавив, что, по ее расчетам, более 158’000 водителей в Калифорнии потеряют работу, если произойдет переквалификация.

Lyft же предлагает самим избирателям решить этот вопрос во время голосования, которое Uber, Lyft и DoorDash спонсируют и предлагают провести в ноябре.

Кстати, групповой иск о переквалификации курьеров DoorDash в сотрудников привел к тому, что в 2017 году компания была вынуждена выплатить $5 млн. на урегулирование этого спора, и поменять свои правила, обеспечив больше прав трудящимся.

Надеемся, что вскоре аналогичные процессы восстановления трудовых прав начнутся и в России.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку