Бельгийцы напомнили о том, что саксофон изобретён ими

Алан Крепен — почётный профессор Королевской консерватории Брюсселя, имеет счастье не только блестяще играть на национальном изобретении бельгийцев — саксофоне, но и жить в городе, где был создан инструмент и где родился его создатель — Адольф Сакс (1814-1894). Поэтому его лекция-концерт 26 февраля 2020 года в Музее Музыки была связана не только с инструментом, но и с городом Динаном, ставшим местом паломничества для всех поклонников саксофона.

 

Трудно представить, но хотя сегодня саксофон приобрёл всемирную известность, его путь к славе был тернист. Сын создателя музыкальных инструментов Шарля Жозефа Сакса Адольф мог бы остаться в безвестности, если бы свято не поверил в своё предназначение и не эмигрировал бы в 1842 году во Францию, где его саксофон (точнее, вариация на его тему — саксгорн) нашёл сильного покровителя во французском военачальнике, взявшем инструмент в военные оркестры. Саксофон, можно сказать, начал свой глобальный путь в армии, одержав свою главную победу на Марсовом поле (музыкальные соревнования именно в этом месте открыли создателю саксрфона путь в военные оркестры).

Но и музыканты Франции не остались безучастными к душевному духовому звучанию инструмента. Саксофон был оценён по достоинству великими французскими композиторами, прежде всего, Гектором Берлиозом, который не только написал первое произведение для саксофона (Chant Sacré для духового секстета), но и опубликовал лестную для изобретателя статью о нём.

Бельгийцы напомнили о том, что саксофон изобретён имиИнструмент был запатентован только в 1846 году, после того, как Сакс разработал и продемонстрировал полную серию саксофонов — от саксофона сопрано до саксофона баритона. Эти саксофоны создали репутацию Саксу и обеспечили ему преподавательскую должность в Парижской консерватории в 1857 году, где класс саксофона просуществовал вплоть до смерти Адольфа Сакса. Однако затем недоброжелатели подсуетились, и (до 1941 года) класс саксофона в парижской консерватории был закрыт. Но затем ставший популярный инструмент всё равно потребовал своего места в учебном заведении.

Жорж Бизе, Гектор Берлиоз, Модест Мусоргский, Сергей Рахманинов — эти и многие другие композиторы писали для саксофона. Это обогатило их произведения и даже породило забавные легенды для истории музыки. Так, рассказывают, что Мусоргский использовал саксофон в «Картинках с выставки», потому что инструмент позволил ему заменить в «Старом замке» певицу с дурным характером — характер саксофона был куда более покладистым.

А дальше, благодаря демобилизованным с войны чернокожим солдатам, он вошёл в музыкальное пространство США, откуда и распространился во все страны через гастроли джаз-бандов, самый знаменитый из которых — оркестр Гленна Миллера, который ввёл в свой коллектив целых пять саксофонистов. Благодаря этому саксофон стал ассоциироваться у публики скорее с американским звучанием. И, наверное, если бы не лекции Алана Крепена, никто бы и не помнил сегодня о бельгийском происхождении саксофона за пределами Бельгии.

Но бельгийцы-то помнят, что именно бельгиец Адольф Сакс изобрёл саксофон. Твёрдо понят об этом и в родном городе музыканта — в Динане, где сегодня действует не только музей создателя инструмента, но и стоит огромный стеклянный саксофон — настоящая туристическая достопримечательность.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку