Барочный ансамбль возродит давний франко-итальянский спор

Музыкант Дарья Борковская — руководитель ансамбля старинной музыки Musica Tempora, не перестаёт знакомить слушателей с лучшими образцами барочного репертуара. 17 сентября 2022 года в Рахманиновском зале Московской консерватории она возродит давний франко-итальянский спор времён Людовика XIV. Вокальные шедевры программы исполнит замечательная певица сопрано Алиса Тен.

Франсуа Куперен (1668-1733) был прозван современниками «Великий Куперен» (Couperin le Grand) не только за созданные им выдающиеся шедевры французского барокко, но и чтобы отличать его от других членов традиционной французской музыкальной семьи. Ведь французы прекрасно знали Франсуа Куперена-старшего, дядю и крёстного композитора, бывшего выдающимся органистом своей эпохи.

Куперены были большой и значимой музыкальной семьёй во Франции XVII-XVIII веков. Отец композитора был учителем членов королевской семьи, преподавая клавесин для Генриетты Английской, герцогини Орлеанской. Он же учил сына, которому было суждено стать великим мастером игры на клавесине во Франции XVIII века как по числу произведений, так и по их качеству.

Франсуа Куперен впоследствии сам давал уроки юным принцам, а его место органиста в соборе Сен-Жерве, принятое от отца, перешло к дочери музыканта Маргарите-Антуанетте.

Откроет программу произведение Великого Куперена «Апофеоз Люлли» (L’Apothéose de Lull) — трио-соната, отразившая спор о преимуществах французской и итальянской музыки. Адресат — Жан-Батист Люлли (или Джованни Баттиста Люлли), приехавший во Францию в 1661 году итальянский композитор и скрипач, любимец Людовика XIV, который благодаря талантам музыканта, организатора, придворного и даже интригана достиг доминирующего положения при дворе Короля-Солнце.

Барочный ансамбль возродит давний франко-итальянский спорЛюлли вырастил плеяду музыкантов, среди которых — Жан-Фери Ребель. Мальчик из музыкальной семьи обратил на себя внимание с 8 лет, и в дальнейшем своим восхождением и образованием обязан тому, кому посвятил посмертный шедевр «Тombeau de Mr. Lully». Произведение с тем же названием вышло из-под пера Марена Марэ, другого выдающегося музыканта эпохи, состоявшемуся благодаря покровительству клана Люлли.

Отныне у тех, кому не был Богом дан гений Франсуа Куперена, почиталось умение сочетать французское полифоническое благородство с лирической гибкостью и искусством развития темы у итальянцев, популяризированное Люлли. За последнее восхваляли, в частности, Луи-Николя Клерамбо, знаменитого органиста короля. Его кантата «Аполлон» будет также исполнена в Рахманиновском зале.

Великие мастера эпохи — Куперен и Люлли, прославили французскую музыку. С оперы-балета «Артемида» Люлли, созданной с подачи самого короля, началось европейское восхождение французской оперы — она стала первым произведением такого рода из Франции, исполненной в Италии. А блистательный, отточенный клавесинный стиль Куперена оказал влияние на музыку И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Д. Скарлатти, И. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена.

Дарья Борковская сыграет на клавесине репертуар, который поразил современников и лёг в основу европейской классической традиции, а Алиса Тен украсит его своим уникальным вокалом. Приобрести билеты на уникальный вечер можно здесь.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку