Авто

Автопроизводители и эксперты авторынка не дают прогноз

На сессии “Будущее российского автопрома”, прошедшей в рамках конференции IMAF “Автомобильная отрасль встречает будущее: глобальные перспективы”, стало очевидным, насколько тяжело авторынку России встречать вызовы глобального развития. Причина проста – инновационное развитие, как и развитие вообще, требует платёжеспособного потребительского рынка, которого в нашей стране становится всё меньше.

Европа и мир тем временем охвачены стремлением быть конкурентноспособными в будущем, они стараются развиваться согласно определившимся глобальным трендам. “Мы видим потребность в инвестициях в новые технологии“, – сказала с трибуны Сигрид де Врис, Генеральный секретарь Европейской ассоциации автомобильных поставщиков (CLEPA).

По её словам, в технологическом развитии речь идёт о внедрении электротранспорта и автономного вождения, подключенности автомобиля к средствам связи и снабжении его программным обеспечением; в повестке дня дистрибуции – 3D-моделирование, интеграция производителей в глобальные цепочки, создание онлайн-платформ и консолидация точек независимых оптовых продаж.

И, конечно, в мире налицо понимание того, что у потребителя меняется схема владения автотранспортным средством – он всё чаще рассматривает транспортные услуги и альтернативные возможности передвижения типа каршеринга. Последнее вносит свою лепту в падение прибыльности постпродажного обслуживания автомобилей, наблюдающееся сегодня в Европе.

На регион влияет и рост китайского могущества, и другие внутриполитические (экологическое регулирование и т.п.)  и внешнеполитические факторы, которые вносят неопределённость в жизнь европейского авторынка.

В России, к слову сказать, неопределённости тоже хватает. “На наш взгляд, на российском рынке слишком часто меняются правила. То Минпромторг делает акцент на локализацию, то – на экспорт. Нам нужно больше диалога перед принятием решений, более определённости”, – поделился генеральный директор ООО «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус» Аксель Бенз.

Административный фактор был упомянут топ-менеджером не случайно. Так уж вышло, что государство – это один из решающих игроков на авторынке России. Не только рынок определяет свою судьбу, но и его регулирование. “Если господдержка не увеличится, то рынок будет тем же”, – говорит управляющий директор компании Киа Моторс Россия и СНГ Александр Мигаль. “Правительство должно способствовать тому, чтобы машины были доступнее, – убеждает генеральный директор FCA Russia Лука Патриньяни. – Доступность машин – вот вопрос для российского рынка”.

Хотя российский авторынок не насыщен, и у людей есть потребность в покупке автомобилей и замене старых на новые, но спрос не растёт – нет денег. Только за первое полугодие 2019 года, по данным Росстата, реальные доходы россиян упали на 1.3%. Какими же могут быть перспективы рынка, если платёжеспособный спрос сжимается?

Как водится, никто не хочет давать негативных прогнозов развития рынка, но они читаются между строк. И подтверждаются тем, что желающих отвечать на прямые вопросы журналистов о прогнозе авторынка тоже не находилось. Так откуда у российского автопрома возьмутся возможности для инвестиций в высокие технологии? Рынок в этом ничем помочь в обозримой перспективе не может. Остаётся государство.

“Вопрос: что можно сделать, чтобы перевернуть тренд сжатия рынка? Кредитные предложения уже отработали. Возможно, поможет лизинг для частных лиц, как в Европе, – не теряет надежды Александр Мигаль. – Возможно, это приведёт к удешевлению автомобилей”. Надежда, как известно, умирает последней.

Но самым оптимистичным оратором сессии оказался Григорий Микрюков (Аналитический центр при Правительстве). Его доклад был посвящён реализации в разных странах экологической политики, направленной на снижение выбросов углекислого газа. Если в среднем в мире 20% выхлопов приходится на транспорт, что объясняет энергичную политику правительств по переориентации машин на новые экологические стандарты и запрос на новые технологии, то в России выхлопы – это только 11%, потому что вредное воздействие зависит от размера парка и объёмов двигателей.

“Если в мире объём парка вырос на 30% к 2017 году, но для России эта проблема менее существенная – у нас выбросы остались на прежнем уровне”, – сказал Микрюков, выделив при этом эффективную столичную экологическую политику (в Москве к 2018 году выбросы даже сократились).

Как говорится, нет проблемы – зачем вкладываться в инновации? Может быть, с точки зрения экологии даже лучше, что российский авторынок не растёт? И расходы на инновации не нужны!

Добавьте «Э Вести» в свои избранные источники
Yandex-News