Авто

Автодилеры ждут 8% падения рынка

Автодилеры ждут 8% падения рынка

По заявлению главы ассоциации официальных дилеров РОАД Олега Мосеева, в 2020 году рынок продаж новых автомобилей ждёт 8%-падение. Дилерские точки традиционных марок постепенно замещаются китайскими, но продажи в них на порядок ниже американских, европейских и японских брендов – у населения нет денег на новые машины.

В прошлом году в первый раз за последние 6 лет количество официальных дилеров незначительно, но выросло с 3’355 до 3’380 шт. (+25 шт./+0.7%). Главным драйвером роста стали дилерские центры китайских марок (+93 шт./+16.8%), которые, казалось бы, замещают традиционных игроков. Однако, есть несоответствие количества дилеров количеству продаваемых машин. Если доля китайских дилеров выросла до 19%, то доля их продаж составляет всего 2.3% (данные АЕБ). Количество китайских машин, продаваемых на один салон, также существенно ниже.

Это свидетельствует о продолжающемся сжатии дилерских сетей американских, европейских и японских брендов (-68 шт.) и отчаянной попытке компаний удержаться на плаву. Если 5 лет назад в отрасли работало 350 тыс. людей, то сейчас здесь занято уже менее 250 тыс. человек.

Как недавно уже сообщал Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2019 году российский рынок сжался на -2.3% до 1’759’532 легковых и легких коммерческих автомобилей.

Если посмотреть на продажи машин на один автосалон, которые характеризуют устойчивость дилерской сети, то для ТОП10 мы увидим, что за исключением нескольких игроков эти показатели нормальные. В мире нормой считается 1’000 проданных машин на один дилерский центр, в России это чуть поменьше. Для премиальных марок с большой доходностью, как Мерседес, этот показатель также ниже.

На вторичном рынке в 2019 году сообщает РОАД было продано 5.4 млн автомобилей, что на 0.8% меньше, чем годом ранее. При этом через официальных дилеров продажи машин с пробегом выросли до 918 тыс. шт., и их доля на этом рынке за год выросла с 14 до 17%. Ранее прирост доли составлял не более 1% в год.

По смелому прогнозу РОАД, к 2022 году доля «официалов» достигнет 30%, приблизившись к показателям развитых рынков (35-40%).

Несмотря на то, что в целом рынок упал на 0.8% до 7.16 млн. шт., продажи на один дилерский центр продолжают расти, главным образом, за счет продаж машин с пробегом, компенсируя падение показателей по новым автомобилям.

Как говорит Олег Мосеев, эти результаты пока далеки от показателей на развитых рынках, поэтому дилерская отрасль не чувствует себя устойчивой.

В денежном выражении рынок несколько вырос. Хотя в штуках он упал, но за счёт роста цен в рублях он установил новый максимум – 2.51 трлн.

По мнению РОАД, ёмкость рынка в штуках вряд ли вырастет в ближайшее время, если реальные доходы населения не будут расти. Доля кредитных продаж, говорит Мосеев, достигла своего максимума и расти им больше не куда, поэтому рассчитывать можно только на рост доходов россиян.

«Понятно, что у населения есть значительные накопления на депозитах, которые растут каждый год. Это, конечно, потенциальная возможность роста, если поменяется парадигма поведения клиентов, и они часть накоплений будут готовы потратить. Но для того, чтобы они это сделали, они должны два-три года увидеть рост своих доходов и стабильность в своей локальной экономической экосистеме – в семье, чего пока нет. Люди перешли к модели «меньше тратим, больше копим», и на их деньги рассчитывать в ближайшее время не приходится», – добавил он.

Если текущая ситуация не поменяется, РОАД в 2020 году ожидает 8% падения рынка новых и 0% рост подержанных машин, то есть всего будет продано 7 млн. автомобилей. Это существенно более пессимистичный прогноз, чем у автопроизводителей, которые предсказывают падение на 2.1%.

Но это базовая оценка, в оптимистичном сценарии автодилеров падение составит не более 4-5%, а в негативном – 10-12%.

Добавьте «Э Вести» в свои избранные источники
Yandex-News