Выставки

Австрия в 2018 году проведёт выставки Венского модерна

Wagner Villa interior

Четырем художественным деятелям будут посвящена вереница выставок в Вене, которая начнется с марта 2018 и закончится только к 2019 году. Новаторы, создатели Венского модерна, внесшие огромный вклад в развитие современного австрийского искусства и создавшие тот неповторимый облик венской столицы – архитектор Отто Вагнер, художник-дизайнер Коломан Мозер, художник-иллюстратор Густав Климт и его скандально известный ученик – Эгон Шиле. Неспроста их вспоминают именно в это время: в 2018 году будет 100 лет со дня их смерти – все четверо умерли в один год, кто от болезни, а кто от старости. Для Вены это была настоящая потеря.

Венский сецессион

Отто Вагнер (Otto Wagner)
Отто Вагнер (Otto Wagner)

Трое из вышеупомянутых фигур стояли у самих истоков модерна в Австрии или, как его еще называли в немецкоязычных странах – югендстиля: Отто Вагнер постепенно переходил от проектов зданий в эклектическом стиле к ар нуво, щедро украшая фасады зданий позолоченным декором и растительным орнаментом, в это время Коло Мозер с Густавом Климтом объединили всех австрийских художников, придерживающихся новаторских тенденций под одним началом организации Венский сецессион. Для группы единомышленников в 1897 году выстраивается выставочный павильон, который проектирует ученик Отто Вагнера – Йозеф Ольбрих.

Как для Коло Мозера и Густава Климта, так и для других участников Сецессиона было характерно подрабатывать иллюстрацией и декорированием. Это нанесло определенный оттенок на их творчество – тяга к упрощенной, стилизованной форме, а также включение орнаментов и элементов декорирования в реалистическую живопись (Климт) и игра с цветовыми рефлексами для достижения декоративного эффекта (Мозер).

Автопортрет Эгона Шиле (Egon Schiele) из австрийского музея Леопольда
Автопортрет Эгона Шиле (Egon Schiele) из австрийского музея Леопольда

Было и кое-что другое, что объединило этих мастеров и примкнувшего после к движению – Эгона Шиле. Это была ярко выраженная эротика в их картинах, которая порой граничила с порнографией. Новый век сделал смелее общество: художники перестали бояться выражать свою индивидуальность и не стеснялись откровенно восторгаться женским чувственным телом, интимными отношениями мужчины и женщины, а публика восприняла на ура творческую раскрепощенность. Полотна были настолько дерзкими, что смущали неискушенных, но при этом имели огромный успех и распродавались с огромной скоростью.

Популярность их не тлеет. Сегодняшние цены на полотна не просто пользуются спросом, но и бьют все рекорды. В ноябре 2017 акварельный набросок женщины, стоящей на коленях, авторства Эгона Шиле был продан за 3 млн. долларов на аукционе Сотбис в Нью-Йорке, а его работа «Пара влюбленных» ушла почти за 8 млн. долларов. Полотна учителя оцениваются гораздо дороже – «Цветочный сад» Густава Климта в начале этого года приобрели почти за 60 млн. долларов. Работы Коло Мозера, хотя и востребованы, но оцениваются в меньшую стоимость. Самой дорогой оказалась картина «Весна», которая ушла с торгов за 345 000 евро.

Красота и бездна в работах австрийских модернистов

Их творчество нестандартное, оригинальное и немного дерзкое в плане новаторства. Возможно, в архитектуре это менее заметно. Но если сравнить австрийские здания периода эклектики и проекты уже зрелого и успешного Вагнера, то можно заметить колоссальные различия в решении отделки фасада, которые кардинально меняют внешний вид постройки.

К модерну Вагнер пришел уже в зрелом возрасте, но все равно является одной из ключевых фигур Венского сецессиона. Ему будет посвящена выставка, на которой будут представлены чертежи и макеты его проектов. Она входит в венскую культурную программу «Красота и бездна», посвященную четырем ярким представителям модерна. Возникновения названия программы больше раскрывается при виде живописных работ остальных авторов. Лоск и томность в образах Климта, сочетаема с тонкой мистической нотой, глубиной философии античности. Картинам Мозера присущи драматичность и накал, созданные линией и цветом. Живопись Эгона Шиле сродни поэзии Шарля Бодлера – так же противоречива и символична.

Коло Мозер (Kolo Moser, Bühnenbildentwurf für „Das Phantom“)
Коло Мозер (Kolo Moser, Bühnenbildentwurf für „Das Phantom“)

Именно загадочность и оригинальность притягивает к работам этих творцов, что вы сможете сами оценить на выставках в Вене в 2018 году в Музее «Бельведер», Венском музее истории искусств, Музеях Леопольда, Эрнста Фукса, Вены, Мебели и прикладного искусства.