Авто Машиностроение

Авторынок видит трудности, но сохраняет оптимизм

Автосалон Skoda ГК "Автомир"

На следующей неделе, 22-28 августа 2016 года в России пройдут две крупные автомобильные выставки: Международный Московский Автомобильный Салон (ММАС или англ. Moscow International Auto Show, MIAS) и 20-я Международная выставка запасных частей, автокомпонентов, оборудования и товаров для технического обслуживания автомобиля (англ. MIMS Automechanika Moscow). Накануне этих мероприятий мы решили узнать у представителей крупнейших автокомпаний России настроения и бизнес-климат на авторынке. Нашими экспертами стали:

Владимир Николаевич Моженков – президент Ассоциации автодилеров РОАД и член совета директоров ГК «АвтоСпецЦентр».

Артем Зябин –  руководитель экспертно-аналитического управления ГК «Автомир».

Екатерина Купцова – руководитель отдела маркетинга и рекламы Jaguar LandRover ГК «Авилон».

По информации Комитета автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ), автомобильный рынок сократился на 16.6% в июле 2016 года в сравнении с аналогичным периодом 2015 года. «Несмотря на устойчивые цены, большие скидки и сохранение поддержки со стороны правительства… на данный момент существует только ограниченное количество клиентов, которые имеют желание и возможность потратить деньги на приобретение нового автомобиля», – так прокомментировал результаты Председатель Комитета Йорг Шрайбер (Joerg Schreiber).

Артём Зябин, руководитель экспертно-аналитического управления ГК

По данным ГК «Автомир», «При сохранении текущей экономической обстановки и отсутствии ценовых шоков, продажи новых автомобилей в РФ могут сократится на 10-15% и составят 1.3-1.4 млн автомобилей по итогам 2016 года. Многие бренды существенно уменьшили линейку представленных в России моделей, часть брендов пошли на сознательное сдерживание цен для сохранения лояльности потребителей и завоевания доли рынка. Сжатие модельного ассортимента отражает тот факт, что по итогам 1 полугодия 2016 года на ТОП-25 моделей пришлось 60% от всех продаж новых автомобилей, в то время как в 2014 этот показатель составлял 51%».

В целом, все наши эксперты говорят об одном и том же в плане продажи новых автомобилей, подчёркивая зависимость от сокращённого ассортимента, повышенных цен автопроизводителей и спада экономики РФ, но дилеры, тем не менее, сохраняют оптимизм, изыскивают пути удовлетворять спрос клиентов иным образом, открывают новые возможности и перспективы. Для них это вопрос жизнеспособности.

Э Вести: Сейчас традиционное летнее затишье, но, возможно, ощущаются признаки улучшения потребительских настроений, наблюдается активность в покупке новых автомобилей? Есть ли какие-то любопытные, ранее не замеченные моменты оптимизма, которыми Вы могли бы поделиться?

Моженков В.Н.: Могу сказать следующее. Если брать статистику, а статистика упрямая вещь, то мы видим, что в июле 2016 года продажи по сравнению с июлем прошлого года существенно упали. Поэтому факт остается фактом – 3½ года рынок падает. Это уже не тенденция, а закономерность. Дно мы еще не нащупали, мы к нему даже не подошли и было бы очень хорошо сделать это в ближайшее время. Очень бы хотелось. В августе, как всегда, затишье, я думаю, что и август не принесет нам каких-либо позитивных сдвигов в этом плане.

В.Н. Моженков. Президент РОАД и член совета директоров ГК «АвтоСпецЦентр»

Мы сейчас отмечаем любые моменты, связанные с хорошими новостями, надеждами, чтобы быть оптимистами в наше время. Есть небольшие признаки, которые говорят о том, что спрос видоизменяется. В этом году рынок нас радует рынок автомобилей с пробегом.

Также рядом с нами немного вырос рынок грузовых автомобилей. Это тенденция. В прошлом и позапрошлом годах он падал, а в этом году мы наблюдаем небольшой, но рост. Это говорит о каком-то оживлении, что нас тоже радует.

И ещё: к концу года, в ноябре-декабре, россияне привыкли делать себе подарки. И дилеры, вместе с импортерами, готовятся к этому, я уверен. Они будут распродавать склады и делать интересные ценовые предложения. И нам бы хотелось, чтобы к концу года спрос на новые автомобили вырос. Мы надеемся, здесь мы оптимисты.

Зябин А.: Рост рынка возможен при улучшении общей экономической ситуации – по нашим оценкам, при росте ВВП на 1% ожидается рост автомобильного рынка на 5-10%. Ключевыми факторами роста в данном случае выступают: повышение реальных зарплат, замедление темпов инфляции и возможное снижение ключевой ставки ЦБ, что позволит сделать автокредиты доступнее.

Особенностью нынешнего периода является и высокая эластичность спроса в среднеценовом сегменте (то есть, при незначительном увеличении цен значительно падают продажи – прим. ред.). Дальнейшее повышение цен неизбежно, но будет носить более умеренный характер, в соответствии с темпом инфляции и осторожным поведением автопроизводителей в условиях высоко конкурентного окружения.

Покупатели в настоящее время более взвешенно подходят к выбору автомобиля, немаловажными остаются факторы стоимости владения, включая расходы на ремонт и продление полисов страхования и сохранения остаточной стоимости при последующей перепродаже. Часть автовладельцев сегодня откладывает покупку, что уже привело к увеличению среднего срока владения автомобилем, но часть обращает свое внимание на рынок подержанных автомобилей.

Купцова Е.: Конечно, в летний период мы наблюдаем традиционное снижение покупательской способности, и в последние годы приходится учитывать и дополнительные факторы, негативно влияющие на объемы продаж новых автомобилей. Неоднократное увеличение цен от производителей в связи со сложившейся экономической ситуацией в стране является дополнительным понижающим коэффициентом, и тенденция к росту цен на новые автомобили будет сохраняться. Очевидных причин для ажиотажа покупателей в ближайшее время нет. Можно предположить, что отложенный спрос проявит себя не ранее следующего года, когда потребители почувствуют уверенность своего финансового положения.

Екатерина Купцова – руководитель отдела маркетинга и рекламы Jaguar LandRover ГК «Авилон»

Отмечу, что, несмотря на общее снижение, есть и хорошие новости. Так, бренд Jaguar показывает значительный рост продаж: по сравнению с аналогичным периодом  2015 года в текущем году продажи в России увеличились более чем на 70%, что во многом заслуга вывода на рынок Jaguar F-PACE, первого спортивного SUV в истории бренда.

Также на складе ГК АВИЛОН еще есть автомобили 2015 модельного ряда. Эти автомобили продаются по прошлогодним ценам (в среднем -10-15% от текущих). С учетом средней стоимости автомобиля около 3.5 – 4 млн руб, это ощутимая разница.

Э Вести: Рынок подержанных машин чувствует себя гораздо лучше – продажи растут. Но появилась информация, что в июле рост продаж замедлился. Как Вы оцениваете открывающиеся перспективы вторичного рынка для компании с учётом текущего положения?

В.Н. Моженков: Отложенный спрос, который накапливается на новые автомобили, потихоньку начал перетекать в спрос на автомобили с пробегом. Он растет, и в этом году мы ожидаем, что будет продано около 5 млн автомобилей с пробегом.

Вы понимаете, у человека был автомобиль за 1.5 млн руб, он его 3-5 лет эксплуатировал, пришло время покупать новый – но тот, который стоил 1.5 млн, теперь уже стоит 2 млн руб. Таких денег нет, и человек идет и покупает двухлетний или трёхлетний автомобиль с пробегом, допустим, за 1 млн руб. И тем самым покупатель мобилен, и качество его жизни сохранилось. Эта тенденция нас тоже радует.

Зябин А.: Во второй половине лета рынок переживает небольшое охлаждение, вызванное сезонными факторами, но в целом перспективы рынка подержанных автомобилей в краткосрочной перспективе предсказуемы и оптимистичны.

Рынок подержанных автомобилей в условиях падения продаж новых авто является существенным подспорьем для дилеров. Этому помогает и поддержка со стороны государства и автопроизводителей, предлагающих дополнительную скидку на новый автомобиль при сдаче старого по схеме trade-in.

Чтобы сохранить эту ситуацию стабильной, обеспечить клиенту гарантию безопасности сделки и в дальнейшем нарастить продажу подержанных автомобилей, дилеры расширяют спектр предоставляемых услуг за счёт продленной гарантии, программ страхования на подержанные автомобили, специальных программ кредитования.

В настоящий момент при участии крупнейших автодилеров ведется работа по созданию единой базы автомобилей с пробегом, в которой доступна вся история автомобиля, начиная с количества владельцев, фактов ДТП, реального пробега, проводимого технического обслуживания. Это позволит сделать данный рынок более прозрачным. (проект осуществляется РОАД совместно с Caroperator – прим. ред.).

Купцова Е.: В целом, продажи автомобилей с пробегом в дилерских центрах показывают положительный тренд: привычка покупки автомобилей «с рук» благополучно отмирает, покупатели все больше привыкают к культуре покупки в крупных автохолдингах. В свою очередь, многие автопроизводители разрабатывают и передают дилерской сети выгодные программы для реализации автомобилей с пробегом.

Как для новых, так и для подержанных автомобилей в равной мере свойственна сезонность, и летний сезон не является пиком продаж. К тому же, на фоне тотального удорожания новых автомобилей, цены на подержанные автомобили также подросли.

Спрос на подержанные автомобили в ближайшей перспективе будет расти. В августе сильного всплеска покупательской активности не ждем, но прогнозируем небольшой рост осенью.

Э Вести: Пожалуйста, поделитесь оценкой ситуации по автострахованию: что происходит с Осаго и Каско и что ожидается?

Зябин А.: Повышение цен на автострахование во многом обусловлено повышением стоимости запасных частей. Возможно, этот вопрос стоит не так остро на повестке дня для покупателя, как динамика цен на новые автомобили, но в случае, если клиент сталкивается с необходимостью проведения кузовного ремонта, цены на запчасти могут неприятно удивить. Расширяется проникновение дополнительных видов страхования. А также наблюдается переход на натуральную форму возмещения по ОСАГО вместо выплаты денежной компенсации. Это позволяет сократить издержки страховых компаний и уровень мошенничества в этой сфере, а также частично дозагрузить кузовные цеха дилерских центров.

Купцова Е.: Каско переживает не самые лучшие времена, связано это с большой конкуренцией среди брокерских компаний и разной ценовой политикой. В равной степени, это коснулось и АВИЛОН. Ежедневно мы сталкиваемся с конкурентами, которые за счет снижения тарифа предлагают условия, конкурентные нашим. Мы ведём переговоры с партнёрами и предлагаем условия лучше (например, текущее предложение тарифной планки на весь модельный ряд автомобилей Jaguar Land Rover совместно с СК Ингосстрах).

 ***

Таким образом, российским автодилерам предстоит продолжать политику переосмысления своих услуг и прилагать дополнительные усилия. Через некоторое время, как предостерегает ГК «Автомир», под ударом окажутся также слесарные сервисные услуги: «Существенным вызовом нынешнего времени для дилеров является снижение загрузки слесарных цехов. В 2015 году падение проявилось еще не так явно, поскольку деятельность сервиса базируется на  парке автомобилей возрастом до 3-5 лет. В настоящее же время доля гарантийных автомобилей, а именно они до 2015 года составляли основной ремонтный ресурс слесарных цехов официальных дилеров, неуклонно снижается. В целях экономии многие автовладельцы вынуждены отказываться от обслуживания у официалов еще до окончания срока гарантии. В этих условиях дилерам приходится прилагать максимум усилий, чтобы сохранить загрузку цехов. Для этого придется разрабатывать и применять инструменты для привлечения постгарантийных автомобилей, стороннего парка, предлагать выгодные предложения для клиентов сервиса, устраивать сезонные акции и т.д».

Владимир Николаевич Моженков говорит о желательности положительных перемен на государственном уровне: «Сейчас потребитель с каждым кварталом прокалывает очередную дырочку в своём ремешке для того, чтобы затянуть поясок. Когда идёт сокращение потребления, все чуть-чуть меньше потребляют и это отражается на всех отраслях и компаниях. Нужны структурные изменения в экономике, которые должны повлечь за собой увеличение спроса. Наша автомобильная промышленность может выпустить за год 3’400’000 автомобилей, но на это количество нет покупательской способности. Сегодня покупатели могут приобрести где-то 1’400’000 автомобилей. Поэтому надо создавать стратегию развития страны и предпосылки для роста российской экономики, для того, чтобы люди зарабатывали больше денег, брали доступные кредиты на машины, квартиры, дачи и тп, чтобы бизнес получал кредиты на развитие».

Кто из нас с этим не согласится? Нам остаётся пожелать удачи нашим дилерским центрам на их пути, тем более что большинство предпринимателей и граждан России присоединится к их пожеланиям.