Официальные автодилерские сети в России

Official autodealer nets in Russia

По данным Ассоциации Европейского Бизнеса в октябре 2015 года в России продано 129,9 тыс. новых автомобилей, что на 38,5% меньше чем в октябре 2014 года и на 7,7% меньше, чем в сентябре 2015. Лидерство по объему продаж в октябре сохраняет марка Lada (20,6 тыс. проданных автомобилей (-46%)), на втором — KIA — 14,4 тыс. (-17%), далее следуют Hyundai — 14,1 (-8%) и Renault — 10,8 (-35%). За 10 месяцев в целом было продано 1,32 млн. автомобилей, что на 33,6% меньше чем за аналогичный период 2014 года. Автомобилей марки Lada было продано в общей сложности 224,0 тыс. (-30%), KIA — 134,1 тыс. (-13%), Hyundai 133,5 тыс. (-10%), и Renault — 98,1 тыс. (-37%).

Три лидирующие позиции по объему продаж в России занимают такие концерны, как Avtovaz-Renault-Nissan, Hyundai-KIA Group и VW Group.

Несмотря на падение потребительского спроса на автомобили, дилеры до недавнего времени продолжали развитие сетей. На сегодняшний день, согласно подсчетам Исследовательского Центра «Эффет», общее число дилерских центров в России составляет примерно 4620 штук, наибольшее количество которых расположено в городе Москва, далее следуют Санкт-Петербург и Екатеринбург, население которых превышает 1 млн. человек, согласно данным Минэкономразвития РФ на 1 января 2015 (Таблица 1).

Таблица 1. Распределение количества дилерских центров по городам России

Город

Количество

1

Москва

602

2

Санкт-Петербург

288

3

Екатеринбург

124

4

Краснодар

113

5

Нижний Новгород

107

6

Ростов-на-Дону

102

7

Казань

99

8

Самара

84

9

Челябинск

84

10

Уфа

80

11

Воронеж

77

12

Тюмень

76

13

Пермь

72

14

Красноярск

71

15

Московская область

70

16

Тольятти

69

17

Набережные Челны

65

18

Саратов

65

19

Новосибирск

64

20

Волгоград

57

21

Омск

56

22

Оренбург

56

23

Рязань

53

24

Ярославль

51

25

Ижевск

49

26

Сургут

49

27

Кемерово

46

28

Барнаул

45

29

Иркутск

44

30

Магнитогорск

43

31

Пенза

43

32

Ставрополь

42

Падение объемов продаж автомобилей под влиянием кризиса показало, что участники рынка переоценили потенциал его развития, так как цели импортеров по объемам продаж и рыночной доле оказали негативное влияние на дилеров, снижая средние показатели по каждой точке при росте общих показателей по сети. Аналитики компании «Атлант-М» отмечают, что данная тактика не была характерна для таких импортеров, как Toyota, Jaguar Land Rover и Mercedes-Benz, по которым, соответственно, на сегодняшний день практически отсутствуют банкротства и закрытия точек. При этом General Motors был вынужден закрыть в 2015 году 100 автосалонов марки Chevrolet и свыше 35 — марки Opel.

В сегменте массовых марок наибольшее негативное влияние в 2015 году испытали дилерские сети марок Peugeot, SsangYong и Fiat.

Отечественные бренды, такие как Lada и УАЗ, после падения курса рубля, напротив, оказались более конкурентоспособными ввиду высокой локализации производства. Так, УАЗ значительно больше остальных расширил дилерскую сеть, которая на данный момент включает 167 автосалонов. АВТОВАЗ, имеющий крупнейшую дилерскую сеть в России, насчитывает более 360 предприятий и продолжает ее оптимизацию, открывая автосалоны в мегаполисах. АВТОВАЗ ориентируется на крупные города, как наиболее перспективные с точки зрения предложения моделей Lada Vesta и XRAY. Значительный потенциал роста, по мнению производителей, имеют Москва и Санкт-Петербург, доли продаж в которых на данный момент только 6% и 9% соответственно.

С точки зрения аналитиков «Атлант-М», сетям АВТОВАЗА и УАЗа требуются существенные доработки для повышения конкурентоспособности с другими сетями в отношении качества работы дилеров, квалификации персонала, а иногда и местоположения.

Так, решение крупного российского автодилера «Рольф» включить в свою ассортиментную линейку отечественные марки УАЗ позволит, по мнению «Атлант-М», повысить среднее качество дилерской сети, при условии, что часть неконкурентоспособных дилерских точек будут закрыты. Для группы компаний «Рольф» УАЗ – первая отечественная марка в портфеле компании. Старт продаж внедорожников УАЗ запланирован на январь 2016 года. Выручка автодилера «Рольф» (ассортимент которого состоит из 17 автомобильных брендов: Audi, Chrysler, Ford, Hyundai, Toyota, Skoda, Mazda, Alfa Romeo, Jaguar, Jeep, Land Rover, Lexus, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Porsche, Renault, Smart) за первое полугодие 2015 года сократилась на 15% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года и составила 53,2 млрд рублей. При этом продажи УАЗ пользуются на фоне ослабления рубля стабильным спросом. По данным АЕБ, продажи марки УАЗ за 10 месяцев 2015 года выросли на 2% и достигли 37’778 шт. Несмотря на то, что падение продаж в октябре составило 23%, это ниже падения рынка в целом (-38,5%). Всего в октябре было продано 5270 автомобилей УАЗ, 2298 из которых пришлось на модель Patriot. Дилерский центр УАЗа откроется в комплексе «Рольф Алтуфьево», где на данный момент уже ведется реализация марок Hyundai, Mitsubishi, Jeep, Chrysler, Alfa Romeo.

Среди иномарок, представленных на рынке массмаркета, динамичнее всего развивается сеть марки Datsun, которая еще в начале года насчитывала только 38 автосалонов в основных регионах России, а в ноябре 2015 года ее сеть включает уже 63 точки продаж. Дмитрий Бусуркин директор Datsun в России заявил, что марка планирует увеличить количество дилерских центров до 70 к концу года.

Некоторые дилеры, реализующий в России массовые марки, также используют ситуацию кризиса для прекращения работы с неэффективными дилерами и усиления сети за счет привлечения более успешных партнеров. Так, марка Kia – лидер продаж среди иностранных марок на российском рынке, увеличила количество дилерских точек продаж до 173 в ноябре 2015 года. В пресс-службе Kia Motors Rus заявили: «Россия является приоритетным рынком для компании Kia Motors на глобальном уровне, мы стремимся обеспечить присутствие во всех средних и крупных городах России. Мы развиваем дилерскую сеть и инвестируем в российский рынок, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, так как считаем, что кризис – это время возможностей. Устойчивые показатели бизнеса свидетельствуют о том, что дилерская сеть Kia в России работает эффективно и у нас еще есть потенциал расширения присутствия в небольших городах».

В 2015 года также увеличилась дилерская сеть марки Hyundai, общее количество автосалонов которой, по данным исследовательского центра «Эффет», составило в ноябре 2015 года 146 штук. Увеличилось количество автосалонов, в том числе, и тех марок, спрос на которые сохраняется в условиях кризиса ввиду их ценовой доступности для потребителя массового рынка: Renault (181 дилер), Skoda (134 дилера). В целом, автодилеры иномарок российской сборки Hyundai, Kia, Volkswagen и Skoda находятся в более выгодном положении, чем те, кто закупает автомобили за рубежом. Важным фактором их развития является наличие госпрограмм, помогающих поддерживать спрос на модели указанных брендов.

Таблица 2. Распределение количества дилерских центров по маркам автомобилей

Марка

Количество

1

Lada

362

2

Renault

181

3

Kia

173

4

UAZ

167

5

Lifan

157

6

Nissan

156

7

Chevrolet-Niva

155

8

Hyundai

146

9

Chevrolet

137

10

Skoda

134

11

Volkswagen

134

12

Mitsubishi

133

13

Opel

124

14

Ford

123

15

GAZ

123

16

Chery

112

17

Toyota

111

18

SsangYong

110

19

Daewoo

98

20

Geely

95

21

Mercedes-Benz

89

22

Haima

81

23

Great Wall

76

24

Mazda

74

25

ZAZ

71

26

Citroen

66

27

Fiat

66

28

Audi

65

29

Datsun

63

30

BMW

62

31

Suzuki

61

32

Peugeot

60

33

Land Rover

56

34

Jaguar

55

35

Changan

54

36

Honda

51

37

Isuzu

51

38

Subaru

51

39

Lexus

49

40

Chrysler

48

41

Iveco

48

42

Jeep

48

43

Volvo

44

44

Dongfeng

37

45

Dodge

31

46

Brilliance

28

47

Porsche

25

48

JAC

23

49

Smart

23

50

Cadillac

22

51

Infiniti

19

52

Mini

18

53

FAW

13

54

Alfa Romeo

12

55

ChangFeng

8

56

Bentley

7

57

Haval

5

58

Hawtai

5

59

Luxgen

5

60

Maserati

5

61

Bugatti

3

62

Ferrari

3

63

Rolls-Royce

3

64

Acura

2

65

Aston Martin

1

66

Lamborghini

1

Еще одним значимым трендом, набирающим популярность под влиянием кризиса, становится расширение ассортиментной линейки автодилеров за счет автомобилей китайских марок. Так, каждый третий дилерский центр, открывшийся в 2015 году предлагает китайские автомобили. Наиболее активно развивают свои сети недавно вышедшие на российский рынок марки Dongfeng, Brilliance и Haval.

В условиях кризиса премиум сегмент сохраняет свою привлекательность для дилеров, так как пользуется устойчивым спросом и высокой маржинальностью. Увеличение количества дилерских точек в 2015 году произошло у таких марок, как, например, Jaguar, Alfa Romeo, Lexus, Mercedes-Benz и Land Rover.

Таблица 3. Распределение количества дилерских центров, открытых в ноябре 2015 года, по маркам автомобилей и городам России

Город

Общее кол-во

Daewoo

Ford

Fiat

Datsun

GAZ

Citroen

Nissan

Cadillac

Chery

Chrysler

Mercedes-Benz

1

Москва

10

1

2

4

2

1

2

Краснодар

2

1

1

3

Московская область

2

1

1

4

Вологда

1

1

5

Белгород

1

1

6

Владивосток

1

1

7

Владимир

1

1

8

Волгоград

1

1

9

Воронеж

1

1

10

Иркутск

1

1

11

Калуга

1

1

12

Кемерово

1

1

13

Красноярск

1

1

14

Мурманск

1

1

15

Набережные Челны

1

1

16

Нижний Новгород

1

1

17

Нижний Тагил

1

1

18

Новосибирск

1

1

19

Орск

1

1

20

Республика Адыгея

1

1

21

Ростов-на-Дону

1

1

22

Самара

1

1

23

Санкт-Петербург

1

1

24

Томск

1

1

25

Тюмень

1

1

26

Уфа

1

1

 

Итого

41

9

7

5

4

4

3

2

1

1

1

1

Количество автосалонов в России, в целом, на сегодняшний день является избыточным, так как изначальный расчет на объем продаж в до 3,5 млн новых автомобилей не соответствует текущей ситуации на российском рынке. Ожидаемый показатель продаж на 2015-2016 гг. составляет 1,5 млн автомобилей. По оценкам журнала «АвтоБизнесРевю», средние продажи на дилерский центр сократились до 10-летнего минимума и составят по итогам 2015 года 350 автомобилей. Аналитики «Атлант-М» полагают, что количество дилеров в ближайшие несколько лет будет сокращаться (примерно на 25-28%). В такие периоды приоритетной задачей становится сохранение прибыльности бизнеса, за счет сокращения расходов и повышения востребованности услуг сервиса. На данный момент перенасыщение дилерами автомобильного рынка составляет в зависимости от сегмента 30-35% ввиду конкуренции брендов за доли рынка и возможность занять более выгодные ниши.

Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) делает прогноз об изменении бизнес-модели некоторых компаний на рынке России, которые перейдут на поставки автомобилей по предварительным заказам. Так, японская компания Honda с января 2016 года прекратит централизованные поставки в России, предложив дилерам делать заказы автомобилей на заводах компании. Продукция, поставляемая напрямую с автозаводов, может значительно вырасти в цене, соответственно, реализация новой схемы поставок может привести к уходу с российского рынка ряда марок. Проблемы в получения финансирования в банках, высокие валютные риски и пошлины на ввоз неизбежно приведут к увеличению стоимости автомобилей и, как следствие, к снижению спроса на продукцию бренда. Соответственно, только немногие дилеры смогут осуществлять функции импортеров, работая по новой схеме поставок без дочернего дистрибьютера.

По мнению РОАД, не все дилеры продолжат свое функционирование до полного восстановления российского автомобильного рынка, в ближайшие несколько лет каждого четвертого дилера ожидает закрытие.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку