Инновации в автобизнесе в фокусе удовлетворения потребительских предпочтений

В 2014 году автомобильные компании инвестировали $105 млрд в исследования и развитие (R&D). Автомобильная отрасль занимает третье место в списке крупных инвесторов в инновации (ее доля 16%). Впереди только электроника с вычислительной техникой (доля 26%) и здравоохранение (21% доля).

Главной движущей силой таких больших инвестиций – маркетинг, то есть стремление удовлетворить новые потребности покупателей. При этом компании придерживаются разных стратегий: 40% — выявляют потребности и удовлетворяют их, 23% — следят за тенденциями и предлагают к существующим продуктам чуть больше функционала, 37% — сами стремятся создавать новые потребительские тренды, запуская новые продукты.

Опросы потребителей в США показывают, что более 50% водителей считают, что системы активной безопасности, должны стоять на первом месте, 45% отдают приоритет топливной экономичности, коммуникативные возможности (т.е. варианты связи) входят в ТОП5 самых желаемых опций.

Активная безопасность

Конечной целью усилий в развитии систем активной безопасности должно стать безаварийная транспортировка людей и грузов посредством полностью автоматического вождения. Как ожидается, машины с частичным автопилотом появятся уже в 2015-2016 годах, а полнофункциональные – до 2025 года. По мнению IHS, после 2050 почти все машины будут автономные. Сейчас BMW, Ford, GM, Daimler, Toyota, и Volkswagen, уже интегрируют системы автопилотирования в автомобили и ожидают начала продаж в премиальном сегменте систем разной степени автономности в 2016. Нельзя не упомянуть, Google, который тестирует автопилотируемый прототип с 2009 года. Его пробег составил уже более 700’000 миль. Tesla Motors – производитель электрокаров, хочет, чтобы 90% обязанностей по вождению машины выполнялось до 2016 года.

Системы активной безопасности, внедренные за последние несколько лет, еще недавно считались фантастикой и предметом далекой перспективы. Например, системы ночного видения и кругового обзора, адаптивный круиз-контроль на шоссе и в пробке, распознавания стресса и усталости водителя и тп. Но прогресс на этом не останавливается и уже анонсированы планы по разработке и внедрению новых систем:

  • Лазерных фар и управления пучком света взглядом водителя
  • Жестового управления машиной
  • Распознавания «лежачих полицейских»
  • Аварийного маневрирования, подготовки к боковому удару и защите слуха пассажиров
  • Систем автономного движения по шоссе, через перекрестки и многополосного перестроения
  • Дистанционной парковки и подачи машины
  • Систем коммуникации машина-машина (V2V) и машина-инфраструктура (V2I), позволяющие получать информацию о ситуации на дороге, наличии парковочных мест, сигналах светофоров

Системы автономного вождения видятся разработчикам, не только как способ снижения аварийности и повышения комфорта, но и как инструмент повышения эффективности транспортной системы. Автопроизводители (например, Toyota) активно сотрудничают в этой сфере с органами государственного и местного управления, проводя исследования и разрабатывая новые технологии.

Топливная экономичность

Конечной точкой усилий такого рода является диверсификация источников энергии, то есть использование альтернатив и достижение экономии в использовании природных ресурсов. В настоящее время компании ведут исследовательские работы сразу по нескольким направлениям:

  • Разработке двигателей на газе, низкоэтаноловом топливе, водороде и электричестве.
  • Созданию компактных высоковольтных батарей и их бесконтактной зарядки. Ожидается, что к 2020 году стоимость батарей упадет до $200/kW (при цене бензина 3.5$/галлон, машины оснащенные батареями стоимостью $250/kW уже будут конкурентными по стоимости владения на отрезке 5 лет).
  • Облегчение несущей конструкции автомобиля, путем комбинирования стали, алюминия, арамидов и углеволокон. Гибридная конструкция кузова позволяет снизить вес машины и одновременно уменьшить потребление топлива и выбросов СО2.
  • Усовершенствование бензиновых и дизельных моторов, путем уменьшения объема двигателей, турбирования (электрические компрессоры, 4 турбины), система впрыска воды (BMW), создания и усовершенствованию гибридных установок разных типов.
  • Улучшение аэродинамики и разработке колес с низким сопротивлением качению.

Забота о повышении топливной эффективности и защита окружающей среды подвигает правительства устанавливать новые стандарты в этих областях, заставляя производителей делать существенные инвестиции в легкие материалы, экономичные и экологичные двигатели, в использование альтернативных источников энергии.

Системы коммуникации

Результатом усилий в этом направлении видится превращение машины в подобие компьютера, имеющего при этом функцию передвижения. Любой прочий функционал может быть получен установкой требуемого ПО.

Тренд в области системы коммуникаций скорее можно охарактеризовать как перенос потребительских привычек с бытовой электроники на автомобильный рынок. Потребитель при этом требует устройств связи внутри и вне автомобиля, и ожидает быстрого обновления технологий управления. По оценке экспертов, к 2020 году рынок автомобильных приложений вырастет с €30 млрд до €170 млрд. Рост роли цифровых источников в автомобиле является средством повышения веса фактора при принятии решения о покупке. В этом смысле передовым является опыт работы с клиентом компаний Tesla, Google, или Apple.

Вместе с тем исследования выявили новый тренд в модели потребления автомобилей, вызванный гиперурбанизацией – отказ от владения машиной в пользу общественного транспорта и новых форм потребления. Ответом на новые потребности стали услуги аренды на короткий срок (car-sharing, ride-sharing и т.д.). Сейчас почти все ведущие производители тестируют этот вид услуг, пытаясь проанализировать перспективы этого направления.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку