В соборе Петра и Павла прозвучит аутентичная средневековая музыка

В соборе Петра и Павла прозвучит аутентичная средневековая музыка

Интересный музыкальный опыт ожидает любителей классической музыки в Москве 09-16 октября 2016 года. Границы между земным и небесным, церковным и светским проведёт проект Musica Mensurata (в переводе «измеряемая музыка»). Термин подразумевает под собой «полифоническую музыку, или паралитургическую, иногда и светскую». Мероприятие пройдёт при поддержке немецкого Института Гёте в Москве.

В Соборе Петра и Павла музыканты из России и других европейских стран уже третий год подряд воссоздадут музыку X-XIV вв в том виде, в котором она звучала для средневековых слушателей. При этом подразумевается, что исполняются произведения по старинным рукописям, задействуются редчайшие для нашего времени инструменты: виелы, цитоли, кифара, поперечные флейты, и т.д. Певцы поют на старинных языках: от средневековой латыни до средневерхненемецкого.

Ниже Вы можете познакомиться с идеей фестиваля из уст его художественного руководителя Данилы Рябчикова, который в интервью «Э Вести» рассказал о предыдущих фестивалях и ожиданиях нынешнего.

ЭВ: Вы уже в третий раз проводите фестиваль. Как прошли первые два, удовлетворены ли Вы и партнёры-устроители воздействием музыки на слушателей?

Данила Рябчиков: Знаете, первый фестиваль задумывался как однократное явление. Продолжения не планировалось. Но вот именно реакция слушателей, ловившая буквально каждое движение музыки и слов, убедила в необходимости такого продолжения. На концерте Carmina de morte, где исполнялись музыкальные размышления о смерти авторов 12-13 веков, совсем не минорные, а зачастую и вовсе светлые, но всегда камерные и большей частью интровертированные, слушатели шикали на аплодирующих между номерами. Потому что аплодисменты мешали погружению, чуткой атмосфере того концерта. Такое внимание и такой диалог через музыку дорогого стоит.

ЭВ: Как Вы полагаете, понятен ли человеку, увлечённому классической музыкой, но не профессионалу, музыкальный язык X-XIV веков, тем более аутентичный по звучанию раннему средневековью?

Данила Рябчиков: Раннего средневековья будет совсем не много, большая часть произведений относится к эпохе Высокого Средневековья, одного из пиков развития вокальной музыки вообще. Музыка этого периода хороша , например, тем, что позволят переосмыслить основы музыкального мира, которые кажутся незыблемыми, аксиомами. Что музыка немыслима без баса как голоса и как функции, что единица измерения – нота, и что вообще существует идея контрапункта (нота-против-ноты) и гармонической вертикали (полифония 12-13 веков, например, в том числе очень сложная – устроена по иным канонам) или что существует обязательное двоичное деление нот ( у Пьера де ля Круа бревис от 2 до 7 часто делится, а троичное деление и вовсе было нормой). И эти все вещи происходили не от неумения, как и обратная перспектива в византийской иконописи, это происходило из других аксиом, от других посылок и от другого ожидания от музыки. Авторы того времени считали, что у музыки есть, в том числе, и этическая функция: она может лечить, наставлять, увещевать, ободрять, давать надежду. И это все можно воспринять и без изучения теории и профессионального занятия средневековой музыкой. Достаточно быть открытым чуду и новым впечатлениям.

ЭВ: Что, по Вашему мнению, несёт в себе старая европейская духовная музыка и чем она актуальна для русской публики сегодня?

Musica Mensurata
Musica Mensurata

Данила Рябчиков: Частично я ответил на этот вопрос выше. С другой стороны, «я вам не скажу за всю Одессу», «вся Одесса» (в данном случае старинная музыка) – ну, очень велика. Если говорить о музыке Высокого Средневековья, то я не думаю, что тут есть какие-то отличия от других высших достижений музыкального искусства. У нас может не быть никаких прямых связей, но это не мешает наслаждаться нам музыкой И.С. Баха или северо-индийскими рагами, не мешает им влиять на нашу жизнь. Вообще, если совсем немного перефразировать Тютчева, то дело музыки – «понятным сердцу языком твердить о непонятной боли», обращаться к проклятым вопросам о жизни, любви, ограниченности человека и смерти, которые сами по себе неизменны на протяжении веков и только одеваются в разные слова и звуки.

ЭВ: Впервые в России прозвучат песнопения XII в. св. Хильдегарды Бингенской … Какие ещё сюрпризы Вы готовите для слушателей?

Данила Рябчиков: Я очень надеюсь, что какие-то произведения святой Хильдегарды уже звучали в России. Особенностью этого концерта будет, во-первых, то, что музыка ее прозвучит, пожалуй, в лучшем из её возможных исторических исполнений. Во-вторых, эта будет музыка из Дендермондской рукописи, составленной при жизни и под присмотром самой Хильдегарды. Она, конечно, не первая женщина–композитор, но, безусловно, один из первых композиторов, кто руководил и наблюдал за записью своей музыки. То есть, это — максимально близкое свидетельство самой св. Хильдегарды.

Помимо концерта с музыкой св. Хильдегарды нас ждет «волшебник» Норберт Роденкирхен с программой «Менестрель в Париже» — реконструкцией инструментальной практики во Франции 13 века и Ensemble Labyrinthus с любовной лирикой 12-13 веков на латыни! Программа связана с именами Абеляра и Элоизы, помимо их любовной истории и известности Абеляра как философа, они, вероятно, оба были композиторами и поэтами, и их музыка прозвучит на этом концерте вместе с музыкой неизвестных авторов — их современников. Также нас ждет реконструкция и мировая премьера произведения 9 (!) века — музыки на стихи знаменитой эклоги Вергилия, где говорится, что Omnia vincit amor (все покоряет любовь).

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку