Музеи

Атрибуция В. Марковой “Венеры и Адониса” Тициана доказана

Venera and Adonis by Titian

“Венера и Адонис” Тициана сейчас находится в Москве, её можно видеть на выставке “Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России”. Установление авторства (атрибуция) картины “Венера и Адонис”, проведённая главным научным сотрудником ГМИИ им. А.С. Пушкина В.Э. Марковой про просьбе её владельца – российского коллекционера, находит всё больше сторонников в научном мире.

В.Э. Маркова оспорила первенство “Венеры и Адониса”, находящегося в фондах знаменитого музея Прадо в Мадриде (Museo Nacional del Prado). Она сумела доказать, и это подтвердили научные исследования в Италии, что “московская” “Венера и Адонис” послужила образцом для написания “мадридской” картины. Работа была написана мастером венецианского Возрождения Тицианом Вечеллио (Tiziano Vecellio) в середине 1540х годов и полностью соответствует манере письма мастера того периода.

Тициан обратился к сюжету в 1545–1546 годах для кардинала Фарнезе (по версии британского исследователя П. Йоаннидеса, она была продана Антуану Перроне де Гранвею). Эта картина, доступная сегодня на выставке ГМИИ, легла в основу списка для Музея Прадо, о чём свидетельствует обнаруженный в 2014 году под ней рисунок-калька.

Около 1554 года, вероятно, Тициан изготовил копию для Филиппа II, о которой написал приближенному Филиппа Дону Беневидесу. Это был заказ, полученный Филиппом вскоре после бракосочетания с Марией Тюдор, он составил пару второй картине о любви «Даная», также хранящейся в мадридском музее.

Тициановский сюжет “Венеры и Адониса”, признанный удачным живописным решением, имел множество повторений, изготовленных по заказам королей и вельмож. Сегодня некоторые из них украшают крупнейшие музеи мира (Лондонский национальный музей, Метрополитен и тд), некоторые – частные коллекции и галереи.

Первую атрибуцию упомянутой картины “Венеры и Адониса” провела компания “Кабине Тюрка-Модюи-Этьен” (Cabinet Turquin-Mauduit-Ėtienne) перед аукционом 2005 года, на котором она пришла на рынок искусства. Первые оценщики определили работу как копию Тициановского полотна. Так “Венера и Адонис” и пробыла копией до тех пор, пока купивший её российский коллекционер не провёл её реставрацию и серию исследований.

Адонис и Афродита (Венера) – это история любви богини и прекрасного юноши, которая стала прорабатываться в искусстве со времён Древней Греции. Здесь столкнулись божественная красота и красота земная, могущество Олимпа и шаткость земной власти. Юная прекрасная богиня Афродита (Венера) полюбила сына царя Кипра Адониса, их любовь была взаимна и прекрасна, но его унесла смерть от клыков кабана на охоте. И занял своё место Адонис в пантеоне как символ любви и потери – цветок анемон. Теперь только полгода Адонис может проводить на земле со своей Венерой, а другие полгода он находится в мрачном царстве Аида.

Однако, в европейской традиции более принята трактовка сюжета о Венере и Адонисе, предложенная Овидием в “Метаморфозах”. Здесь Венера, пронзённая стрелой Амура, охотится за Адонисом и в конечном счёте соблазняет его, но Адонис предпочитает охоту страсти. Охота губит юного прекрасного принца – он погибает.

Тот же художественный образ запечатлели другие деятели культуры: художники и поэты (наиболее известна “Венера и Адонис” Шекспира, написанная им с посвящением Генри Ризли, графу Саутгемптону в 1592—1593 годах).

Источник: Пресс-служба ГМИИ