Выставки

Артемизия Джентилески проповедует в ГМИИ ценности Европы

Выставка итальянских художников эпохи барокко, в центре которой яркое полотно художницы Артемизии Джентилески, открылась в ГМИИ им. А.С. Пушкина с участием российского вице-премьера Ольги Юрьевны Голодец и председателя Сената Италии г-жи Марии Элизабеты Альберти-Казеллати. 

Эта экспозиция полотен последователей великого Караваджо (караваджистов), с одной стороны, предваряет собой мощную готовящуюся выставку средневековых мастеров из собрания Королевского парка Каподимонте 2020 года, с другой – проводит параллель между той барочной эпохой и нынешней европейской действительностью, где женщины забирают социальные позиции у мужчин.

“Икона феминизма”, – так назвала Артемизию Джентилески глава итальянского парламента по время открытия выставки. “В эпоху, когда царили только мужчины, она заняла в искусстве присущую мужчине позицию и стала членом Академии искусств. Помимо творчества, сама жизнь этой женщины, пережившей в детстве насилие, стала демонстрацией силы”, – пояснила г-жа Альберти-Казелатти.

Артемизия Джентилески (1593-1653) происходила из артистической среды Рима, её отец был успешным художником. Девочка проявляла интерес к делу родителя и была талантливой продолжательницей его профессии. Она писала картины на библейские сюжеты, в которых мастерски отразила героический дух древних (“Царица Савская”, “Сусанна и старцы”), но также свои личные переживания (“Юдифь, обезглавливающая Олоферна”).

Именно последняя картина, в которой художница выплеснула горькую насмешку над мужским сладострастием, стоившим ассирийскому полководцу жизни – её отобрала еврейская вдова Юдифь во имя спасения своего народа, и стала центром экспозиции “Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и современники” в ГМИИ.

Артемизия, как и её героиня, поквиталась со своим обидчиком – художником Агостино Тасси, но при этом воспользовалась не женской хитростью, а открытым судебным разбирательством – сделала это, так сказать, с использованием демократических средств. Злодей по итогам суда был признан виновным в насилии не только над художницей, но и над другими женщинами. Мужество Артемизии, таким образом, помогло не только ей, но и спасло других потенциальных жертв от страданий. После процесса перед Артемизией Джентилески для неё открылась новая жизнь – она вышла замуж и переехала в Неаполь, утвердившись в нём как мастер неаполитанского натурализма.

Вместе с “Юдифью, обезглавливающей Олоферна” Артемизии, музей Каподимонте привёз в Москву “Ангела с игральными костями и туникой Христа” Симона Вуэ и “Святую Агату” Франческо Гварино. Но если два других караваджиста прекрасно знакомы русским посетителям, то Джентилески известна у нас лишь узкому кругу любителей живописи – её полотен в крупнейших российских собраниях нет. Жаль, потому что представленное произведение художницы чрезвычайно сильно и технически (мощная композиция, яркая колористика), и по духу, что делает её работу естественным центром представленных караваджистов.

Но важно напомнить, что неаполитанское барокко в целом широко представлено в ГМИИ, и устроители выставки говорят об этом, дополняя три упомянутых полотна другими художниками из своей коллекции: Гвидо Рени, Гверчино и Симоне Канторини.

Выставка открыта в главном здании ГМИИ до 31 марта 2019 года.