История

Археологи выяснили, как жили на Алтае в VI веке до Р.Х.

Serguey Grushin

Российские археологи из Алтайского и Кемеровского государственных университетов, проводящие раскопки памятника Чумыш-Перекат в Залесовском районе Алтая, описали, как жили охотники и рыболовы этих мест в VI веке до Р.Х.Большой могильник (20 захоронений), содержащий захоронения трёх разных периодов истории Алтайского края VI-VIII вв до Р.Х., был обнаружен ещё в 2012 году профессором кафедры археологии, этнографии и музеологии АлтГУ Сергеем Грушиным. С тех пор группа археологов провела пять полевых сезонов, по итогам последнего описала свои находки, касающиеся самого раннего и древнейшего из обнаруженных алтайских памятников.

Древнее кладбище Чумыш-Переката представляет собой захоронения энеолита – это неглубокие ямы (20-30 см), скелеты детей и взрослых, лежащие вместе и расположенные вдоль течения реки, снабженные в дальний путь небольшим количеством каменных и костяных предметов. Вокруг захоронений воткнуты деревянные шесты.

Поздний неолит – энеолит (медно-каменный век) – это эпоха, когда люди от каменного века планомерно передвигаются к веку бронзовому. В обиходе человека того периода ещё используются привычные каменные орудия, но уже появляются новые технологии – обточенные медные самородки (методом холодной ковки). Название периода – это обобщение, которое не означает, что медь использовалась повсеместно. Так, находки в Чумыш-Перекате каменные и костяные, а также деревянные. Причём при их изготовлении было использовано древнейшее дерево, возраст которого датируется VIII веком до Р.Х. Каменными были тогда преимущественно орудия труда, костяными – предметы быта и украшения; среди модников были распространены ожерелья и подвески из нанизанных на нитку зубов.

Самое ценное в этом древнем захоронении – это то, что были найдены каменные рыболовные снасти – рыбки, и часть скульптурного кинжала с изображением лося, прозванного “костяной кинжал”. Находки стали самыми древними находками Западной Сибири, до них подобные предметы находили только в Прибайкалье и Забайкалье. После исследований стало очевидно, что эти регионы контактировали между собой.

“Это население охотников и рыболовов, производящего хозяйства в это время на Алтае не было, о чем говорит и орудийный комплекс, найденный в погребениях”, – рассказал Сергей Грушин. Образ лося, использованный в кинжале, говорит о том, что на Алтае на него охотились: “в эпоху неолита формировался культ этого животного”.