Антонин Дворжак — большой композитор, любивший камерный жанр

Антонин Дворжак

Берджих Сметана познакомил мир классической музыкальной культуры с народной музыкой родной Чехии, но, по мнению критика Клэпхема, «самое полное единение национального чешского творчества и симфонической традиции» было достигнуто его учеником — Антонином Дворжаком, «Славянские танцы» которого влюбили музыкальный мир в народную музыку Богемии и Моравии. Сегодня, когда славянское единство — цель мыслителей XIX века, уже кажется недостижимым, каждое исполнение этой музыки — не только дань прекрасной идее декабризма (помните «Союз славян»?) и славянофильства, но и возможность прикоснуться с прекрасной странице истории музыки.

29 октября 2020 года Камерный оркестр Kremlin сыграет вечер камерной музыки, в ходе которого исполнит Четыре миниатюры для двух скрипок и альта и Квартет №12 Дворжака, а также Квартет №2 его учителя — Сметаны.

Антонин Дворжак был одним из композиторов, которые писали много камерной музыки. Помимо безусловного таланта, это ещё больше объединяло его с Иоганнесом Брамсом. Последний считал Дворжака самым достойным из младших современников и «вёл» его по жизни сколько мог, даже по необходимости занимался корректурой его сочинений. А в конце жизни предложил ему жить у себя и распоряжаться своим имуществом, хотя чета Дворжак не посмела воспользоваться этим щедрым предложением.

К камерной музыке Дворжака располагало и то, что он был по-настоящему свободен в выборе инструментов — многие из них он освоил в ранние годы своей жизни, ещё до обращения к композиторскому творчеству.

Отец благословил сына профессионально заниматься музыкой в 16 лет, но настоял, чтобы тот стал органистом. Тем не менее, скрипка и альт, знакомые мальчику с детских лет, были изучены им со временем на высоком профессиональном уровне, кормили его во время концертного периода и никогда им не забывались; а фортепиано, уроки которого давал молодой музыкант, даже дали возможность Дворжаку обрести семейное счастье с Анной Чермаковой — матерью его девяти детей.

«Четыре миниатюры для двух скрипок и альта» возникли благодаря родственнице по линии жены — Клотильде Чермаковой, которая сдавала комнату студенту-химику, являющемуся одновременно скрипачем-дилетантом. Ему давал уроки скрипки коллега Дворжака — Ян Пеликан, а композитор в 1887 году подыгрывал им на альте, который по случаю вёл басовую партию вместо виолончели. Так родились «Четыре миниатюры для двух скрипок и альта» — очаровательное произведение, доступное любителям.

В марте 1890 года Антонин Дворжак, вдохновлённый на путешествие в Россию П. Чайковским, играет в Москве и Санкт-Петербурге. В 1891 году он едет в Великобританию, а в 1892 году на три года переселяется в Соединенные Штаты, где становится директором Национальной Консерватории музыки Америки в Нью-Йорке.

В эти периоды его камерное творчество достигает апогея, и на суд публики выносится самый популярный 212-й струнный квартет, «Американский» (соч. 96). Это была попытка помочь американцам выработать собственный национальный стиль в музыке на базе не только европейской, но и негритянской и индейской традиций.

Уникальное произведение содержит элементы «заморских» блюза и спиричуэла — но даже здесь ощущаются чешские мотивы (их, как и горячую католическую Веру, он пронёс через все свои творения). Так убеждённый сторонник национальных корней в музыке становится деятелем культурного обмена между народами. Любовь к своему народу позволяет ему любить другие и понимать их самобытность.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку