Анемия власти в Испании, или размышления о забытых философах

Пришла новость о том, что заболела супруга премьер-министра Испании Педро Санчеса В. Гомес, а сам он находится под угрозой попасть под карантин. На последнем заседании Совета министров отсутствовал вице-премьер Пабло Иглесиас, по причине того, что он был на карантине «по состоянию здоровья».

Что происходит? Испания и без того вся на карантине, а тут ещё и всё правительство страны на карантине! А кто будет руководить, врачи из лазарета? Надо как-то предусмотреть возможность руководства страной даже в условиях чрезвычайного положения. Невозможно решать национальные задачи в условиях полной анемии власти.

Известное выражение: «Пока я мыслю, я существую», не ново. Это выражение пришло из глубины веков. Кому точно оно принадлежит — вопрос спорный. Многие его приписывают Рене Декарту, хотя оно было известно уже в Древнем Риме. Однако неважно авторство, важна сама мысль: человек должен размышлять  и рефлексировать.

Сегодняшняя ситуация в мире, поражённом двумя глобальными недугами — непонятно откуда появившейся напастью нового коронавируса и мировым финансово-экономическим кризисом — отражение очень простой ситуации: уровнем технологического прогресса, вступившим в противоречие с человеческой природой. Увы, развитие технологий противоречит развитию человеческого общества и создаёт прямые угрозы самому человеческому роду.

Вспоминается работа Жан-Жака Руссо «Размышления о природе неравенства». В этой работе уроженец Женевы пишет о том, что неравенство — вещь рукотворная. Более того, он и стал всемирно известен тем, что он первым в 1758 году в своей лекции высказал и сформулировал мысль о том, что наука и прогресс и человеческие добродетели — вещи далеко не совместные, а в ряде случаев — и противоположные.

Великий швейцарец утверждал, что добродетели существуют в людях сами по себе, а наука и достижения культуры зачастую мешают развитию человеческих добродетелей. Одним словом, человеческие качества: доброта, милосердие и т.п. могут стать объектом напастей со стороны так называемого прогресса. А социальная справедливость может быть прекращена в силу так называемых «научных достижений».

Светоч эпохи Просвещения стал предтечей защиты высоких принципов социальной справедливости. По моему убеждению, его родная страна — Швейцария — в конечном счёте стала образцом среди стран, экономики которых стали воплощением идеалов швейцарского философа.

В Испании было немало своих философов, одним из них был граф Пеньяфлорида, основавший Королевское общество «Друзей Страны Басков» в 1764 году.

В России также было очень много своих выдающихся промыслительных мудрецов, которые в своих работах призывали к тем же идеалам, которые были открыты в эпоху Просвещения в Европе. Однако не было в России никого, кто бы так чётко, ясно, прозрачно, добрым и живым языком, как Владимир Сергеевич Соловьёв, изложил превосходство духовной силы русской души в строительстве социально справедливого общества.

Вспоминается его блестящая работа «Конец западной философии», где философ развенчивает идеалы западного позитивизма (особенно западной метафизики), утверждавшей о том, что «рефлексирующая философия» — вещь отвлечённая и пустая, а экономический детерминизм — вещь властная и определяющая.

Владимир Сергеевич совершенно справедливо утверждал, что только «забота о душе» ведёт к наиболее полному и насыщенному развитию экономики, а значит, материальных благ для всех.

Нет пророка в своём Отечестве. Известно высказывание главы цензуры Российской Империи в момент появления труда Карла Маркса «Капитал»  о том, что данный труд мало кто прочтёт, а ещё меньше его поймут. Мы теперь прекрасно знаем, что это не так, потому что всегда найдутся люди, которые не только прочтут, но и «поймут», а в ряде случаев и сделают тот или иной труд широко популярной, или даже настольной книгой многих миллионов.

Труды Владимира Сергеевича Соловьёва — отца философов Серебряного века, не изучались при его жизни, и мало изучались после него. Как утверждает философ и религиовед дьякон А. Кураев, и сегодня не на всех факультетах и отделениях философии изучают труды автора «теории Триединства».

Печально, но факт: Россия — не единственная страна, где свои собственные пророки в загоне. В Испании, к великому сожалению, не изучаются работы Мигеля де Унамуно и Хосе Ортега-и-Гассет, а также Хавьера Субири в том объёме, в котором это было бы необходимо. А жаль. Своих философов надо знать. Это не просто руководство к действию, но промыслительные указания, ведущие к решению насущных социальных задач, ведь все социальные проблемы в обществе рукотворны.

Как блестяще В.С. Соловьёв показал, что разделение общества на сословия — не упавшее из космоса астероидное образование! Его некогда сформировали экономические вожди — люди, движимые корыстными побуждениями, а ведь если бы они руководствовались духовными посылами, этого бы не произошло.

Так не стоит ли начать с изучения трудов В.С. Соловьёва в школах, по крайней мере в России, а потом, может быть, и в Испании. Но только после того, как там в программу будут введены произведения собственных промыслительных вождей…

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку