Американским техногигантам грозит разделение и 10% штрафы

Американским техногигантам грозит разделение и 10% штрафы

Деловая практика американских технологических гигантов Amazon, Apple, Facebook и Google привлекает всё большее внимание регулирующих органов не только на родине, но и в других странах. Основная претензия к ним – уничтожение конкуренции, дезинформация и волюнтаризм в отношении пользовательских данных.

На прошлой неделе стало известно, что Федеральная торговая комиссия США (FTC) подала антимонопольный иск против Facebook, обвинив его в злоупотреблении монопольным положением и скупке конкурентов – Instagram и WhatsApp.

FTC хочет, чтобы Фейсбук отказался от этих активов. Учитывая, что Инстаграм приносит большую часть прибыли холдинга, а ВатсАп занимает центральное место в планах на цифровую коммерцию, потеря этих двух платформ может привести к потере значительной доли аудитории и долгосрочной ценности Facebook.

На волне этих новостей акции компании упали пока не очень существенно – на 2%, но долго игнорировать намерения FTC инвесторы вряд ли смогут, а значит, судьба империи Цукерберга под большим вопросом.

От разделения пострадает не только Фейсбук, но и Инстаграм с Вотсап, так как те во многом полагаются на технологии материнской компании, включая определение рекламных предпочтений пользователей и автоматического модерирования контента. Став независимыми, им придется создавать эти инструменты заново.

Тем временем Австралийская комиссия по конкуренции и защите прав потребителей (ACCC) заявила, что наложит на Facebook штраф за то, что тот, продвигая свою частную виртуальную сеть (VPN) как защиту данных, тайно использовал данные клиентов для выбора целей поглощения конкурентов. В прошлом году Фейсбук закрыл этот проект.

«В чем-то есть перекличка с FTC, но они рассматривают вопрос конкуренции, а мы озабочены правами потребителей», – заявил глава ACCC Род Симс.

Отдельный иск австралийский регулятор подал по случаю передачи пользовательских данных маркетинговой компании Cambridge Analytica.

Кроме того, в декабре Австралия приняла решение заставить Facebook и Google платить отечественным СМИ за используемый контент.

Но это «цветочки» в сравнении с новыми правилами, которые готовит Европа.

Европа — штрафы и раздел бизнеса

Один из пакетов – Закон о цифровых рынках (DMA) – нацелен на так называемых онлайн-стражников (gatekeepers), часть из характеристик которых – компании с годовым оборотом более 6.5 млрд. евро, с рыночной стоимостью свыше 65 млрд. евро, предлагающие услуги своей платформы в трех и более странах ЕС.

Они должны будут обмениваться определенными данными с конкурентами и регулирующими органами. Им будут запрещено давать фору собственным сервисам перед конкурентами на своих же платформах. Все сделки по поглощению должны проходить процедуру одобрения у регуляторов, чтобы предотвратить ограничение конкуренции.

За нарушение правил «стоящим у онлайн раздачи» компаниям грозят штрафы до 10% от годового глобального оборота или разделение бизнеса, в качестве крайней меры.

Второй пакет – Закон о цифровых услугах (DSA) – также нацелен на крупных онлайн-игроков с аудиторией более 45 млн. пользователей.

Они будут обязаны бороться с незаконным контентом и нецелевым использованием платформ для нарушения гражданских прав, избирательного законодательства, общественного благополучия. Нарушения правил будет караться 6% штрафом с годового международного оборота компании.

Кроме того, компании должны будут раскрыть детали модерирования политической рекламы и ранжирования контента.

«Эти предложения служат одной цели: убедиться, что мы, как пользователи, имеем доступ к широкому выбору безопасных продуктов и услуг онлайн. И что компании, работающие в Европе, могут свободно и справедливо конкурировать в интернете так же, как и в офлайн режиме. Это один мир», – заявила еврокомиссар по конкуренции Маргрете Вестагер, курирующая дело техногигантов.

Прежде чем вступить в силу проект новых правил должен будет пройти процедуру утверждения странами ЕС и законодателями Евросоюза, некоторые из которых ратуют за ужесточение законов, а другие обеспокоены чрезмерным регулированием.

Все эти инициативы свидетельствуют об обеспокоенности правительств тем, что рычаги управления общественным мнением и рынками внезапно оказались в руках нескольких крупных частных компаний, находящихся при этом в иностранной юрисдикции.

Если говорить о России, то, что мешает Яндексу ранжировать свою новостную, политическую и поисковую выдачу, как ему заблагорассудится? У него здесь значимых конкурентов нет. Кто для него конкурент на рынке такси, маркетплейса, автомобильных объявлений? Но он лишь частный случай общей системы.

Консолидация бизнеса – банков, строительных, авиационных, судостроительных компаний и прочих отраслей – для конкуренции с зарубежными гигантами вроде бы хорошо, но у нас, очевидно, не получается создать эффективные аналоги корейских чеболей, мы просто сами душим свой бизнес и развитие там, где имеем хоть какие-то шансы быть лидерами. Пора бы правительству задуматься над более эффективными мерами развития экономики, включая технологическую отрасль.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку