Алжирские женщины Делакруа найдены в Париже

Алжирские женщины Делакруа найдены в Париже

Вслед за недавно обнаруженными шедеврами Леонардо да Винчи и Караваджо в обычной парижской квартире нашли подлинник этюда к «Алжирским женщинам» Эжена Делакруа. Теперь эта картина выставляется в Лувре.

«Алжирские женщины в их покоях» (фр. Femmes d’Alger dans leur appartement) – это название двух картин предводителя европейской романтической живописи — Эжена Делакруа (1798-1863 гг.). Одна из них была написана в 1834 году в Париже и теперь хранится в Лувре, вторая создана в 1847-1849 годах и является достоянием Музея Фабра в Монпелье (Франция). Обе изображают четырех женщин в комнате со схожей обстановкой, но передаваемая ими атмосфера и настроение совершенно разные.

Эжен Делакруа, «Алжирские женщины в их покоях», 1834, Лувр (первый вариант)
Эжен Делакруа, «Алжирские женщины в их покоях», 1834, Лувр (первый вариант)

На первой – солнечное утро в гареме, где женщины в волнующих восточных одеяниях то ли отдыхают, то ли ждут своего владыку, чтобы подарить ему прекрасное настроение на весь день. На втором полотне – уже поздний вечер, обстановка более камерная, романтичная. Женщины занимают друг друга разговорами, пока хозяин ведет дела на мужской половине.

Созданию «Алжирских женщин», как и остальных работ Восточного цикла, предшествовала богатая  впечатлениями поездка художника на Ближний Восток.

Эжен Делакруа, «Алжирские женщины в их покоях», 1847-1849 , Музей Фабра (второй вариант)
Эжен Делакруа, «Алжирские женщины в их покоях», 1847-1849 , Музей Фабра (второй вариант)

В 1830 году началось французское завоевание Алжира, испортившая взаимоотношения Парижа с Марокко. Чтобы наладить дружеские связи и заключить договор с султаном Мулаем Абреррахманом, в январе 1831 года король Луи Филипп отправляет туда дипмиссию во главе с Шарлем де Морне. В те времена, чтобы запечатлеть путешествие, было принято брать с собой художника.

Эжен Делакруа, «Свобода, ведущая народ», 1830
Эжен Делакруа, «Свобода, ведущая народ», 1830

Благодаря своим высоким связям и достоинствам им стал Эжен Делакруа, уже прославивший себя «Свободой, ведущей народ». Надо вспомнить, что, хотя официальным отцом Эжена был бывший Министр иностранных дел Шарль Делакруа, однако ходили упорные слухи, что он сын всесильного Талейрана, на которого он был похож и внешне, и своим характером. Так или иначе, но и сегодня, и тогда богемно-аристократический круг был узок, и Эжен отправился в Марокко. На обратном пути он останавливается в Алжире, где ему посчастливилось увидеть гарем одного из купцов и сделать его первые наброски.

Фердинан Виктор Эжен Делакруа, Автопортрет, 1837
Фердинан Виктор Эжен Делакруа, Автопортрет, 1837

Найденный полтора года назад этюд был, вероятно, создан в 1833-34 годах в поисках удачной композиции для первого варианта «Алжирских женщин». Готовую картину тогда купил король Луи Филипп и подарил ее Люксембургскому музею. В 1874 году полотно было перевезено в Лувр, в чьей коллекции остается и по сей день.

Судьба этюда «Алжирских женщин» более запутана. До 1850 года он находился в коллекции графа Морне, после чего вместе с ещё 6 картинами Делакруа был продан на аукционе.

Три из этих картин сейчас находятся во французских музеях: в Лувре, в Музее Фарба, и в музее Руана. При этом фабровский вариант всегда ассоциировался с 118-м номером в аукционном листе Морне. Однако теперь стало ясно, что на самом деле это был наш этюд – на его обратной стороне стоит именно эта цифра.

Куплен он тогда был неким «молодым Симонетом» за 450 франков. Далее его след на многие годы теряется, пока 18 месяцев назад женщина-коллекционер не обратилась к галеристу Филиппу Мендесу с просьбой атрибутировать картину из её парижской квартиры.

Шарль Морис де Талейран-Перигор, 1754-1838
Шарль Морис де Талейран-Перигор, 1754-1838

Более чем годовое исследование, проведенное Вирджинией Кочи-Фатига, экспертом по Делакруа, подтвердило подлинность и авторство работы.

Очень многое рассказал анализ рентгеновских снимков. Картина написана поверх другого сюжета – сидящего старика, держащего птицу. Который Делакруа записал, будучи недовольным им. На снимках видно, как художник несколько раз переделывал и исправлял рисунок, композицию, менял материалы.

В Лувре этюд Делакруа провесит до 11 июля, после чего он начнет путешествовать по странам. Государство не классифицировало его как «национальное достояние», что позволяет вывозить его за рубеж. Г-н Мендес говорит, что полотно вызвало большой интерес у музеев и коллекционеров, есть заинтересованность на Ближнем Востоке, ведутся переговоры.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку