Выставки

Алмазный фонд можно будет подробно рассмотреть в ГИМе

Чарка, 1890-е, Мастер А.Э. Тилландер, Гохран

Выставка «Национальные сокровища России», объединяющая экспонаты Государственного Исторического Музея (ГИМа) и Гохрана («Алмазный фонд»), будет доступна посетителям ГИМ с 15 ноября по 15 января 2017 года. Причём, в отличие от посещения Кремлёвских фондов, время её осмотра не ограничено 45 минутами. Подарок ценителям драгоценностей высшего уровня был сделан в честь пятидесятилетия экспозиции “Алмазный фонд”.

Вещи, выставленные на всеобщее обозрение в двух залах, уникальны. Их стоимость трудно измерима, но каждая стоит многие десятки миллионов долларов. Перед нашими глазами предстаёт то, что было изготовлено членами русской царской семьи или создавалось для их церемониальной и светской жизни лучшими мастерами.

Одна из витрин – это сокровища Исторического музея, тематически созвучные выставке. Вот чарка, выполненная Петром Первым из орехового дерева. Безделица была отдана мастерам Оружейной палаты для оправы, и получился шедевр.

Чарка, первая четверть XVIII в., Мастер Петр Первый, ГИМ
Чарка, первая четверть XVIII в., Мастер Петр Первый, ГИМ

К Петру же относится жалованный стакан “Виват, виват, царь Пётр!”, изготовленный в честь победы в Северной войне. С другими императорами связаны памятные, церемониальные и даже траурные драгоценности.

А это – флакон для духов марки Бушерон. С 1870 годов французский дом стал сотрудничать с будущим императором Александром Третьим и расширил свой ассортимент за счёт любимого им стиля. Флакон предназначался будущей императрице Марии Фёдоровне, супруге императора-миротворца.

Флакон для духов, конец XIX в., Фирма F.Boucheron, ГИМ
Флакон для духов, конец XIX в., Фирма F.Boucheron, ГИМ

Как рассказала культурно-политическому журналу “Э-Вести” Вероника Юрьевна Волдаева, главный эксперт экспонирования ценностей Алмазного фонда: “Выставка посвящена истории выставки “Алмазный фонд”, и здесь есть подлинные документы первой экспозиции. К ней были выпущены марки, значки, путеводители… Концептуально выставка выстроена следующим образом: у каждой центральной витрины располагаются предметы обихода русской императорской семьи, а по бокам – те, что были выполнены по заказу императорской семьи или Кабинета Его Императорского Величества, для жалования своим подданным за те или иные заслуги (кольца, серьги…)”.

Например, вот предметы, созданные в мастерской братьев Дюваль для великой княгини Марии Павловны, которая носила высокую причёску с диадемой, украшенной Афиной Палладой. Дювали так изысканно выполняли вещи, что едва ли не монополизировали рынок. У исследователей есть предположение, что камни были вырезаны для дочери матерью – императрицей Марией Фёдоровной, которая славилась тем, что собственноручно делала для своей семьи высочайшего качества работы под наблюдением крупных художников.

Диадема, брошь и пряжка для пояса платья, начало XIX в., Мастерская Я и Ж. -Ф.-А. Дювали, Гохран
Диадема, брошь и пряжка для пояса платья, начало XIX в., Мастерская Я и Ж. -Ф.-А. Дювали, Гохран

Из зеркальных витрин на посетителей смотрят элегантные табакерки, карнэ-де-балль (записная книжка для балов), кольца. Вот, к примеру, памятная романтическая брошь с выгравированным на ней словом “помню”. Его можно разглядеть, если внимательно изучить рисунок в центре.

Брошь-медальон. Москва, вторая половина XIX в., Мастер Чичелов И.Д., ГИМ
Брошь-медальон. Москва, вторая половина XIX в., Мастер Чичелов И.Д., ГИМ

В центре экспозиции – копии государственных регалий Российской  империи, скипетр и держава. Скипетр венчает 24-каратный бриллиант сверху и 21-каратный каплевидный бриллиант снизу, 1024 бриллианта обрамляют его окружность. Держава, сделанная на коронацию Екатерины II в течение двух недель, во времена Павла I была украшена потрясающим сапфиром.

Держава и скипетр, 1999 г., Экспериментальная ювелирная лаборатория Гохрана России
Держава и скипетр, 1999 г., Экспериментальная ювелирная лаборатория Гохрана России

Это не подлинник. Нигде в мире такого рода подлинники сегодня не покидают своих мест, и могут экспонироваться только их копии. По российскому решению, копии – это две трети от реальной величины, они изготовлены творческой лабораторией Гохрана под руководством В.Г. Ситникова. Этой лаборатории довелось не только копировать существующие ценности, но и воссоздавать распроданные советским правительством в 1920-1930е годы…