Александра III трижды не убили террористы, но погубил нефрит

Александр III

На Александра III, снискавшего прозвище «Миротворец» и почившего в Бозе на 50-м году жизни, было совершено как минимум одно покушение рвавшейся к власти организацией «Народная Воля» (той самой, о которой писал в своих «Бесах» Ф.М. Достоевский), а вероятно — три. Эти покушения не удались, отчасти благодаря богатырскому телосложению императора; но нашёлся другой враг — нефрит (болезнь почек инфекционного происхождения), который погубил исполина в считанные месяцы.

В 1881 году Александр III вступил на престол после убийства народовольцами отца — Александра II Освободителя. Убийцы были казнены, организация частично разгромлена, но в 1883 году она переродилась в «Освобождение труда» со штаб-квартирой в Женеве и несколько других ячеек. Так «Народная воля» продолжила свою деятельность, в том числе по устранению неугодных царственных особ.

Некоторое время Александр III, видимо, был вполне угоден — он свернул главные либеральные реформы и не предпринимал радикальных мер. Иначе как можно объяснить «молчание» террористов?

Но через несколько лет что-то пошло не так. В конце 1886 года возникло народовольческое объединение «Террористическая фракция», и уже в феврале 1887 года террористы приступили к подготовке покушения на царя, но были раскрыты охранкой ещё до реализации замысла. Одним из 15 бандитов и пяти казнённых вожаков был брат будущего руководителя Советской России — Вл. Ульянова-Ленина, Александр.

Александр III с семьёй в Ливадии
Александр III с семьёй в Ливадии

Почему произошло это покушение? По словам террористов, потому что царь был идейным противником народовольцев. Именно «противником» Александр Ульянов самонадеянно назвал его в суде, где пояснил, что добивался для России местного самоуправления, свободы совести, замены армии ополчением, национализации земли и фабрик, а также бесплатного начального образования для народа. Изначальная утверждённая программа террористов предъявлена не была, и их реальные планы установлены не были.

Примечательно, что документы относительно этого покушения не так-то легко достать. Наталья Каргаполова — куратор выставки «Александр III Миротворец», недавно открывшейся в Историческом музее, рассказала нам о том, что хотела найти документ, связанный с этим делом, и включить его в число своих экспонатов. «Он должен был храниться в Архиве политической истории, — говорит она, — Но там его не оказалось. Зато в Музее Ленина хранится копия документа».

Вскоре после неудавшегося покушения последовала вторая попытка. В 1888 году из эмиграции в Россию прибывает С. М. Гинсбург — член «Союзного террористического кружка». Она пытается рекрутировать на те же цели новую ячейку террористов, но (по официальной версии) революционерка не успевает выполнить работу — её хватают, приговаривают к смерти и она умирает в Шлиссельбурге.

Тем временем 17 октября 1888 года на перегоне Тарановка-Борки близ Харькова, по дороге из Крыма в Санкт-Петербург, поезд с семьёй императора, свитой (в числе прочих был Сергей Витте) и многочисленной прислугой решил свернуть на Курско-Харьково-Азовскую дорогу и сошёл с пути. Первые вагоны были разрушены, 10 последних оказались на насыпи; уцелело только 7. Крыша столовой, где в тот момент находился Александр III, едва не придавила пассажиров, но её на своих плечах держал во спасение семьи царственный силач.

Императорская семья в Гатчине
Императорская семья в Гатчине. Экспонат выставки ГИМ «Александр III Миротворец»

В общей сложности в аварии погибло 22 человека (в основном — прислуга) и любимая собака императора — Камчатка (на фото).

Расследование обстоятельств этого происшествия поручили обер-прокурору Анатолию Фёдоровичу Кони, поскольку дело было не простым: в преступлении подозревали террористов по аналогии с деянием Софьи Перовской в 1879 году. Великий юрист в официальных результатах объявил, что во всём виновны коррупция и разгильдяйство, а сам, по свидетельству генерала Николая Дмитриевича Селиверстова, провёл второе расследование и определил, кто из прислуги заложил под поезд бомбу, подтвердив предположения о террористической атаке. Но из-за того, что Александр III не захотел популяризировать успех террористов, до сих пор ряд учёных и обывателей придерживается версии о не террористическом характере этого события, на котором настаивал в воспоминаниях и С.Ю. Витте.

Складень, заказанный в честь чудесного избавления Императорской семьи от гибели в Борках
Складень, заказанный в честь чудесного избавления Императорской семьи от гибели в Борках. Экспонат выставки ГИМ «Александр III Миротворец»

С того времени, по мнению проф. В.Ф. Грубе, здоровье Александра III пошатнулось; вследствие перенапряжения сил начались боли в области поясницы. А с начала 1894 года император стал серьёзно болеть. Сначала — воспалением лёгких, а летом проф. Эрнст вон Лейден обнаружил у царя нефрит, который начал оказывать губительное влияние на царственную особу.

Александр III в последние месяцы своей жизни страдал от отёков, увеличения и дисфункции внутренних органов, поражения сердца и сосудов, одышки и зуда; он резко похудел и состарился. Лейб-медик Густав Гирш ничего поделать с этим не смог и в конце концов доверил пациента Иоанну Кронштадскому, который исповедал его и передал Богу в октябре 1894 года.

Текст доклада Н.К. Гирса Александру III
Текст доклада Н.К. Гирса Александру III

Кстати, о. Иоанн во время своих визитов слышал слова врачей о том, что император был кем-то якобы приговорён к смерти. Это дало основания говорить о возможном отравлении царя.

Среди бригады медиков, пользовавших царя, был проф. Григорий Захарьин, который был вызван к царю в начале 1894 года. Он проводил сомнительные манипуляции с лекарствами и с тех пор здоровье государя резко ухудшилось.

Но так ли это? Если так, то можно говорить о том, что террористы нашли более эффективный путь: вместо кидания бомб использовать медиков.

Всё новое — это хорошо забытое старое. В эпоху Медичи или Ивана Грозного такая версия никому не показалась бы чудной, да и известно, что тот же Дмитрий Ульянов использовал не только бомбу, но и яд — он мазал орудия преступления стрихнином.

Но вот что такого сделал Александр III, что спровоцировало серию покушений на него, и чего добивались террористы — остаётся открытым. Кто-то говорит об ущемлении интересов капитала, кто-то — некоторых народов (возврат евреев за черту оседлости, например), а кто-то — о тлетворном влиянии Запада. Да, Александр III был Миротворец, но у него были союзники: армия и флот, которые позволяли ему выгодно договариваться на международной арене.

Министр иностранных дел России Н.К. Гирс
Министр иностранных дел России Н.К. Гирс

На выставке в Историческом музее мы видим ещё один документ — Доклад министра иностранных дел Н.К. Гирса о первой в мире международной конференции, где Россия озвучила предложение (воззвание к иностранным державам) о взаимной выдаче террористов, на котором рукой Александра III начертано: «Совершенно разделяю Ваши взгляды». Убийцы, участвовавшие в преступлениях, могли беспрепятственно бежать за границу и припеваючи жить там на деньги купцов и литераторов (И.С. Тургенева или позднее М. Горького, например).

Идея прикрыть бандитам возможность бегства за границу возникла ещё в самом начале правления царя, оплакивавшего своего убиенного отца (в 1881 году). Но конференция под таким предлогом до 1885 года не находила отклика у других стран, кроме Германии, и до 1885 года эта мера всерьёз не обсуждалась. В 1886 году идею подписать резолюцию о выдаче убийц монарха или членов царской семьи отвергла Великобритания, и казалось, что террористам ничто не может помешать бегать от правосудия.

Может быть, это могло стать причиной активизации террористических сил? Они претендовали на мировую революцию, действовали глобально, а император решил их остановить?! Кто знает… Но после смерти Александра III идея была оставлена, хотя преступления не прекращались. Эта страница закрылась лишь с устранением Царской семьи.

А Первая Международная конференция всё же состоится в 1899 году, уже при сыне Александра III — Николае II. Но на ней будет доминировать другая идея — циркуляр нового министра иностранных дел графа М.Н. Муравьёва, предложившего концепцию мирного сосуществования и отказа от глобальной гонки вооружений («Охранение всеобщего мира и возможное сокращение тяготеющих над всеми народами чрезмерных вооружений»). Сын, как и отец, хотел войти в историю миротворцем, а вошёл страстотерпцем и жертвой злодеяний сторонников войны и террора.

***

Дорогие читатели! Если Вам нравится публикация — пожалуйста, поделитесь ей и подпишитесь на наши обновления, чтобы ничего не пропустить.

Подписчики культурно-политического журнала «Э-Вести» получают право предлагать темы для следующих публикаций, отправлять свои материалы для размещения, комментировать статьи, участвовать в розыгрышах билетов на культурные мероприятия и ценных подарков, а также задавать через нас вопросы своим кумирам (и получать ответы и автографы!).

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку