Выставки

Актуальное искусство на Западе: звук на пике популярности

Актуальное искусство на Западе: звук на пике популярности

На открытии выставки «Фабрицио Плесси. Душа камня» в Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ им. А.С. Пушкина) нам посчастливилось познакомиться с её героем, итальянским художником Фабрицио Плесси.

Венецианец Фабрицио Плесси (род. 1940) – один из пионеров направления медиаискусства под названием видео-арт (англ. video art), возникшего в США в середине 1960х годов с подачи корейско-американского художника Нам Джун Пайка. Плесси стал одним из видео-первопроходцев в Италии. Этот профессиональный итальянский художник, выпускник Академии изящных искусств в Венеции, стал одним из первых, кто привлёк появляющиеся мультимедийные технологии к созданию своих художественных объектов. «Но мне не нравится слово «видео-арт», – рассказал нам Фабрицио.- Про Микеланджело же никто не говорит, что это «мраморо-арт»!».

Изменились ли с тех пор идеи, вдохновившие художника к видео-арту? «Изменились средства, а идеи и философия остались те же. Половина моих произведений 1960х годов была чёрно-белой, потому что не было цветов. А сейчас у нас есть цвет, технология, всё. Зато часто у нас не хватает идей. Я всегда менял технологию, но моя мысль и эстетический почерк всегда оставались неизменными», – говорит художник.

Сильвия Бурини, проректор по культурной работе венецианского Университета Ca'Foscari
Сильвия Бурини, проректор по культурной работе венецианского Университета Ca’Foscari

Более полувека спустя появления видео-арта, может показаться, что сегодня этот вид искусства захватил западное культурное пространство, и без него не обходятся современные инсталляций. Но Сильвия Бурини, проректор по культурной работе венецианского Университета Ca’Foscari, говорит о том, что это – лишь часть актуального итальянского искусства: «Я думаю, что видео-арт – это очень важное направление современного искусства, но оно не единственное. К тому же в видео-арте множество направлений, они полностью зависят от художника и проекта.

Но у нас много хороших художников, которые работают абсолютно без использования видео-арта, совершенно по-другому. – говорит она, – Эдоардо Тресольди, например, делает очень интересные архитектурные объекты. Несколько раз в Санкт-Петербурге выставляли итальянскую художницу, которая работает со старыми рисунками. Есть также очень важные перформансы с использованием балета.

Сейчас тенденция, и это видно по биеннале – использование звука. Звук в искусстве становится очень важен. В прошлом году на Венецианской биеннале, когда почти все важные павильоны были почти пусты, во французском, немецком и других европейских павильонах играли разные перформансы, в которых очень важным было именно присутствие звука».

В числе тех, кто работает с виде-оартом, есть художники из России – например, Гриша Брускин, делавший видео-арт композицию на русском стенде упомянутой биеннале.