Театр

Афиша театров Москвы февраля 2018 г.: ключевые премьеры опер

Rimas Tuminas

В феврале 2018 года на сценах театров Москвы пройдут важные театральные премьеры. Культурно-политический журнал «Э-Вести» предлагает своим читателям беспристрастный обзор этих постановок.

  1. Опера Пиковая дама в Большом театре

15-18 февраля 2018 года на сцене самого знаменитого театра страны пройдёт премьера оперы Пиковая дама. Написанная в 1890 году Петром Ильичем Чайковским во Флоренции по просьбе директора Мариинки, она представляла собой переделанное братом композитора Модестом сочинение А.С. Пушкина.

Нынешняя премьера представляет собой очередную попытку Большого подступиться к популярному произведению. Именно Пиковая дама была первым проектом Владимира Урина на посту директора Большого театра, и он до сих пор не оставляет попыток угодить вкусу своих зрителей.

Прежние постановки оперы Фокина — Плетнева 2007 года и Додина—Юровского 2015 года вызвали массу нареканий у прессы. «Работа господина Плетнева не всегда ровна, солисты и особенно хор периодически расходятся с оркестром, непривычностью озадачивают не только темпы», – писал о премьере Коммерсантъ и отмечал существенные изменения текстов создателей оперы. «Додин… отомстил Петру Ильичу за то, что тот в свое время «пересочинил» сюжет Пушкина», – негодовал рецензент такого массового издания, как «Московский комсомолец». Мы приводим самые мягкие слова… Зритель, по-видимому, согласился с критикой – постановки ушли из афиши.

Bolshoi Germann
Герман в Большом театре. Источник: youtube.com

Новая реализация Пиковой дамы в Большом театре снова приближает многострадальный пушкинский текст к нашей современной жизни. В своё время Чайковский писал: «Герман не был для меня только предлогом писать ту или иную музыку, а все время настоящим живым человеком, притом очень мне симпатичным». Этот посыл режиссер последней постановки и принял как призыв к действию. По словам исполнительницы роли графини – меццо-сопрано Ларисы Дядьковой, Римас Туминас отказывается «от пафосной подачи слова» и требует от певцов быть «живыми».

На первый взгляд, всё выглядит безобидно, но есть основания предполагать, что в этой постановке в очередной раз Большой слишком соригинальничает. По собственному признанию режиссера Римаса Туминаса, ему «приходилось иногда отступать» от Чайковского.

Дело в том, что Римас Туминас представляет современное прочтение Пушкина уже во второй раз. В первый раз он выразил свою любовь к русскому писателю тем, что на сцене Театра Вахтангова превратил пушкинского Онегина в «агрессивно языческий» 4-часовой спектакль, сопровождавшийся оглушительной музыкой Латенаса. Сюжет вращался вокруг ночного кошмара Татьяны Лариной, а гротескная реализация предполагала раздвоение образов Онегина и Ленского (каждого играли два актёра). В спектакле были танцы с медведями, соблазнение Онегиным Ольги, закалывание Ленского, – всё, что видят в России иностранцы, не понимающие русского духа.

  1. Двенадцать в Театре Камбуровой

Пьеса по произведению Александра Блока «Двенадцать», приуроченная к столетию русской революции, будет впервые показана на сцене Театра Камбуровой 18 февраля 2018 года в качестве камерной оперы. Хотя театр Елены Камбуровой заслужил репутацию старомодного, но это не обязательно плохо, для уставших от бесконечной новизны проектов. Режиссер спектакля – Иван Поповски. Музыка написана композитором Владимиром Дашкевичем. “Дашкевич удивительно умеет распорядиться музыкой в соединении со словом”, – пояснила свой выбор Елена Камбурова в интервью Эху Москвы.

Работа над оперой заняла у композитора 15 лет. Владимир Дашкевич известен прежде всего как автор музыки к кинофильмам «Зимняя вишня», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Ворошиловский стрелок» и др. При написании музыки в опере Двенадцать в Театре Камбуровой, композитор, по его собственным словам, решал «этический вопрос».

Режиссер Иван Поповски – югославского происхождения, македонец. Он выпускник ГИТИСа и ученик Петра Фоменко. Сотрудничал со многими театрами России и мира, в том числе в 2005 году поставил «Войну и мир» Прокофьева в Большом театре. У режиссера «репутация эстета, обладателя безупречного вкуса», «модерниста и декадента».

  1. Енуфа в Станиславского
сопрано Елена Безгодкова
Енуфа в Станиславского. Сопрано Елена Безгодкова. Источник: Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко

28 февраля 2018 года в музыкальном Театре Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель представит премьеру оперы чешского композитора Леона Яначека «Енуфа».

Енуфа – романтическая опера 1904 года о любви и предательстве, насыщенная моравской народной музыкой. Она не сходит со сцены Национального театра Чехии, и время от времени ставится на мировых (Метрополитен, Английская королевская опера) и русских (из последних постановок – Мариинский театр) подмостках.

Это история деревенской девушки, рожающей внебрачного ребёнка, которая через трагедии приходит к личному счастью. Опера будет исполнена на русском языке. Арии Енуфы в Станиславского исполнит выпускница Московской консерватории сопрано Елена Безгодкова.

Ожидания относительно постановки Александра Тителя тревожные. Его конёк – сексуальные сцены, поэтому подпись «для зрителей старше 16 лет» следует понимать буквально.

Оперу Снегурочка, поставленную Тителем в Большом театре, пресса окрестила «апокалиптической зимней сказкой» (Известия). «Травиата» в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко просто включала в себя омерзительную сцену с профессиональными стриптизерами. Постановка того же театра «Сон в летнюю ночь» вызвала гневные протесты родителей детей из детского хора (дети стояли с сигаретами и выпивкой) и их письма с просьбой привлечь режиссера за педофилию, потому что сцены «спектакля пронизаны развратными сценами совращений и призывов к сексу, оральных ласк гениталий, актов мастурбации, садомазохизма, пропаганды употребления алкоголя и наркотиков, мата, мочеиспускания на сцене», – писали они в письме протоиерею В. Чаплину.

Только представьте себе, как развернётся гений Александра Тителя при изображении грехопадения чешской крестьянки! И хотите ли Вы на это смотреть за свои же деньги?