Авиастроение

Аэробус выбрал водород альтернативой керосину и электричеству

Аэробус выбрал водород альтернативой керосину и электричеству

В конце сентября Аэробус представил три концепта самолетов на водородном топливе, которые должны обеспечить нулевой уровень выбросов СО2 к 2035 году. Хотя самолетов ещё нет, но авиастроитель уже ведет переговоры о строительстве наземной инфраструктуры.

Амбициозный план Airbus вывести на рынок пассажирский лайнер с нулевым уровнем выбросов к 2035 году означает, что проторивать путь с точки зрения технологий он должен начать уже в 2025 году.

На самом деле ему нужно несколько путей, так как ни одна технология не может обеспечить всего спектра потребностей в новом топливе – от летающих такси до самолетов малой, средней и большой дальности.

Аэробус в последнее время был замечен в большой активности по развитию электрических самолётов, но теперь он развернулся в сторону водородного топлива, как кандидата по решению проблем выбросов.

«Наш опыт работы с батареями показывает, что технологии батарей не двигаются в нужном нам темпе, – говорит Глен Левелин, вице-президент Airbus по самолетам с нулевым уровнем выбросов. – Вот тут-то и появляется водород, у которого в несколько тысяч раз больше энергии на килограмм, чем у современных батарей».

Левелин говорит, что Airbus уже начал обсуждать водород с авиакомпаниями, энергетическими компаниями и аэропортами, потому что такого рода изменения требуют объединенных усилий как внутри авиационной промышленности, как и в смежных отраслях.

Программа, названная ZEROe, включает в себя турбореактивный самолет на 120-200 пассажиров с дальностью полета более 3’700 км, способный обслуживать трансконтинентальные маршруты. Он приводится в движение модифицированными газотурбинными двигателями, питаемыми жидким водородом, который хранится в резервуарах за задней напорной переборкой салона.

Турбореактивный самолет Airbus на водороде
Турбореактивный самолет Airbus на водороде

Для коротких перелётов на расстояние до 1’850 км разработан концепт 100 местного пассажирского самолета с турбовинтовыми двигателями, работающими от сжигания водорода.

Турбовинтовой пассажирский самолет Аэробус на водороде
Турбовинтовой пассажирский самолет Аэробус на водороде

И, наконец, самолёт на 200 посадочных мест, построенный по схеме «летающего крыла» аналогично электрическому самолёту Airbus Maveric, чей прототип прошел лётные испытания в прошлом году и доказал высокую топливную эффективность.

Уникальная конфигурация фюзеляжа в форме крыла позволяет полностью пересмотреть компоновку пассажирского салона самолёта, имея при этом достаточно места для хранения водорода.

Водородный самолёт с фюзеляжем типа "летающее крыло"
Водородный самолёт с фюзеляжем типа “летающее крыло”

Сам водород можно использовать по-разному. В сочетании с СО2 можно производить синтетический керосин, можно сжигать чистый водород, можно преобразовывать его в электричество с помощью топливных ячеек. В проекте Аэробус предполагается использовать последние два варианта.

Как рассказывает Алан Ньюби, руководитель по аэрокосмическим технологиям Rolls-Royce Civil Aerospace, который занимается разработкой аналогичных проектов в Великобритании, «переход на 100% водород потребует адаптации текущей конструкции газовой турбины».

Главные сложности – это управление температурой горения и устойчивость процесса окисления. Ещё одна задача – это адаптация системы подачи жидкого водорода. Плюс нужно учесть тот факт, что, хотя килограмм водорода имеет в три раза больше энергии керосина, однако он занимает в пять раз больший объем.

То есть потребуется перепроектировать всё от топливного бака и системы подачи водорода до двигателей и системы заправок на аэродромах.

Подписаться на рассылку