Экспортная акселерация — инструмент, активно использующийся по всему миру для поддержки предприятий малого и среднего бизнеса. Ключевой задачей экспортной акселерации является помощь в выходе на зарубежные рынки. Сегодня Россия нуждается в программах подобного рода как никогда: по данным АО «Российский экспортный центр», лишь порядка 42 000 предприятий малого и среднего бизнеса (0,6%) из 6,2 млн. отечественных МСП вовлечены в экспортную деятельность. Для сравнения: в зарубежных странах этот показатель находится на уровне 5-7% МСП. При этом интерес отечественных предпринимателей в экспортной деятельности очевиден: только за прошлый год в РЭЦ обратилось 14 000 компаний, подавляющее большинство которых (72%) — представители малого и среднего бизнеса.
Осенью 2018 года началась реализация национального проекта «Международная кооперация и экспорт», основными задачами которого является наращивание объема экспорта несырьевой и неэнергетической продукции до 250 млрд. долл. США и повышение доли экспортеров-МСП до 10%. Достижению именно этих целей и должны помочь экспортные акселерационные программы, помогающие отечественным компаниям—экспортерам выйти на новые для них рынки зарубежных стран.
Старший вице-президент Российского экспортного центра Алексей Кожевников рассказал культурно-политическому журналу «Э-Вести» об акселерационных программах, реализуемых РЭЦ, их результатах и перспективах.
ЭВ: Алексей, расскажите, пожалуйста, в чем, по Вашему мнению, состоит практическая польза акселерационных программ для российской экономики в целом?
Алексей Кожевников: Мировые практики экспортной акселерации зарекомендовали себя в качестве эффективного инструмента комплексной подготовки компаний к выходу на новые рынки. Они решают национальные задачи по развитию экспорта, повышению конкурентоспособности и росту компаний, а именно — кратное увеличение объемов экспорта и количества экспортеров, активное привлечение к экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и развитие инфраструктуры продвижения экспорта и системы поддержки отечественных производителей.
Именно поэтому мы изучили мировые передовые практики, Российский экспортный центр запустил ряд акселерационных программ, которые вобрали в себя опыт международных экспертов в экспортной сфере, но при этом отражают реалии ведения бизнеса в нашей стране. Стоит отметить, что наши программы направлены не только на компании, уже успешно осуществляющие экспорт своих товаров и услуг и стремящихся расширить географию своих поставок; принять участие могут и те представители малого и среднего бизнеса, которые не осуществляли экспортную деятельность или делали это нерегулярно.
ЭВ: Пользуются ли данные программы спросом среди российских предпринимателей?
Алексей Кожевников: Наша практика показывает, что МСП—экспортеров интересуют нефинансовые инструменты, связанные с изучением рынка сбыта и обучением сотрудников. В отличие от крупного бизнеса, который может выделить значительные средства на детализированные исследования потенциальных экспортных рынков, МСП-сегмент не всегда обладает такими возможностями.
ЭВ: Какова главная цель, которую преследуют ваши акселерационные программы?
Алексей Кожевников: Экспортные акселерационные программы РЭЦ направлены на то, чтобы показать, что экспортная деятельность — это реальность. Многие представители малого и среднего бизнеса, чья продукция обладает высоким экспортным потенциалом, полагают, что выход на международный рынок сопряжен с многочисленными сложностями: это и определение своей целевой аудитории, поиск партнеров и дистрибьюторов, адаптация своей продукции для нового рынка и многое другое. Сказывается и банальная нехватка информации, и отсутствие опыта у руководства компаний. Однако уже год РЭЦ доказывает обратное: экспорт — это не только выгодно, но и просто.
ЭВ: Из каких этапов состоит работа с каждым отдельным экспортером?
Алексей Кожевников: Для достижения максимального результата наши экспортные акселерационные программы предусматривают полный цикл поддержки компании—экспортера: эксперты готовы помочь с определением перспективных направлений экспортной деятельности, подготовкой к нему, поиском своего потребителя, подписание экспортного контракта и финансовым сопровождением деятельности компании за рубежом.
Одним из важных шагов в подготовке к экспортной деятельности является определение портрета потребителя. Отталкиваясь от потребностей своей целевой аудитории, экспортер адаптирует и переформатирует продукт, а РЭЦ предлагает все доступные на рынке инструменты для глубокой экспертизы. Ведь крайне важно не просто выйти на внешний рынок, а закрепиться на нем.
В результате работы над проектом составляется индивидуальная дорожная карта, в которой содержатся как потенциальные направления развития компании — её зоны роста, — так и возможные барьеры на пути выхода на международные рынки. Этот документ фактически представляет собой пошаговый алгоритм действий, где за каждым этапом закреплено свое ответственное лицо и срок выполнения. Учитываются все требования, предъявляемые к продукции той или иной отрасли на зарубежном рынке. Индивидуальный подход проявляется и в постоянном сопровождении компании—экспортера: на время участия в акселерационной программе её направляет и консультирует тренер-наставник.
ЭВ: Какие акселерационные программы РЭЦ запустил в этом году? Есть ли результаты?
Алексей Кожевников: С января 2019 года мы начали реализацию программы «Экспортируем успех» со Сбербанком. Первые результаты уже действительно видны: на сегодняшний день 596 компаний прошли диагностику по методике оценки экспортной зрелости, а 302 компании реализуют дорожные карты. Компании—участники программы уже ведут переговоры с потенциальными партнерами из Казахстана, Вьетнама, Китая и ОАЭ.
ЭВ: Чем отличается эта программа от остальных акселерационных программ РЭЦ?
Алексей Кожевников: Её особенность заключается в её полной автоматизации: заявка для участия может быть подана онлайн и не требует визита в банк. Участники могут воспользоваться всеми услугами, которые предоставляет РЭЦ и партнеры — например, помощь с поиском иностранных покупателей, участием в выставочных мероприятиях и размещением товаров на международных торговых площадках.
ЭВ: Планируется ли запуск программ с другими банками?
Алексей Кожевников: РЭЦ действительно планирует реализовывать акселерационные экспортные программы и с другими банками: на сегодняшний день подписаны соглашения о сотрудничестве с ВТБ и Россельхозбанком. Представители банков-партнеров прошли обучение в Школе экспорта РЭЦ и теперь могут сопровождать компании—экспортеры в ходе реализации совместных акселерационных программ.
ЭВ: Кто является основной целевой аудиторией таких программ, чему учатся предприниматели?
Алексей Кожевников: Это действительно так. Приведу пример такого проекта: программа «Акселератор экспортного роста», реализуемая Школой экспорта РЭЦ совместно с Министерством экономического развития РФ и Федеральным центром компетенций в сфере производительности труда, формирует у представителей бизнеса практические навыки эффективного структурирования экспортного проекта, минимизации рисков и снижения издержек. Все это закладывает основы использования предпринимателями инструментов государственной поддержки для развития экспортной деятельности своего предприятия.
Мы запустили эту программу 1 июля этого года, и 82 компании уже завершили обучение по программе, а 59 компаний еще продолжают учиться. В течение трех месяцев представители компаний—экспортеров узнавали об основах подготовки предприятия к экспорту, формулировали конкурентоспособное предложение, анализировали риски и изучали тонкости подписания внешнеторгового контракта. В результате 5 компаний уже заключили свои экспортные контракты. В целом же планируется, что не менее 25% компании—участниц акселератора заключат экспортные контракты в течении 12 месяцев с начала программы.
ЭВ: Каковы особенности платных акселерационных программ?
Алексей Кожевников: Как правило, отличается уровень готовности компаний к экспортной деятельности: бесплатные программы закладывают основы и помогают новичкам подготовиться к подписанию своих первых экспортных контрактов, а платные направлены на те предприятия, которые уже находятся на высокой стадии готовности к экспорту. Примером может быть наша отраслевая программа с “PricewaterhouseCoopers”: главная задача проекта заключается в том, чтобы помочь вывести на международный рынок целые отрасли или отраслевые кластеры. Сейчас работа строится по 3 направлениям — АПК, медицинское оборудование, IT услуги. Участие в программе строится вокруг бизнес-миссии: в ходе проекта компании встречаются с экспертами целевого рынка, получают консультации по проведению переговоров и встреч, ищут потенциальных партнеров, организуют деловые встречи и анализируют результаты своего участия. Ближайшей мероприятие запланировано на март 2020 г. — международная выставка медицинского и диагностического оборудования KIMES 2020 в Сеуле, Южная Корея.