Выставки

Москвичи имеют возможность открыть москвоведа в Аполлинарии Васнецове

А. Васнецов. Кремль при Иване III. Автолитография. Фото Российской Государственной Библиотеки

   Аполлинарий Михайлович Васнецов известен меньше, чем его знаменитый старший брат «сказочный живописец» Виктор Михайлович («Алёнушка», «Богатыри» и др).

С целью ближе познакомить почтенную публику с жизнью и творчеством этого потрясающего русского художника и учёного Российская государственная библиотека открывает свои фонды и 15 июля — 10 августа 2016 года приглашает всех своих читателей в Румянцевский читальный зал Дома Пашкова (ул. Воздвиженка, 3/5, корп. 1).

Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933) – живописец-пейзажист, автор исторических пейзажей Москвы XII-XVII вв. Он родился в семье священника, закончил семинарию, работал школьным учителем во время увлечения народничеством. Учился у своего брата В.М. Васнецова и польского художника М.-Э. Андриолли, а также у В. Д. Поленова, И. Е. Репина, М. М. Антокольского, В. М. Максимова.

В своих полотнах («Улица в Китай-Городе. Начало XVII века», «Москворецкий мост и Водяные ворота. Середина XVII века» и др) из истории г. Москвы А.М. Васнецов тщательно воссоздаёт облик допетровской Руси. Видный учёный-исследователь периода. С 1919 года возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы

Выставка, представляющая собой несколько стендов в читальном зале Отдела рукописей, по словам хранителя Веры Бурцевой, вызывает живой интерес у посетителей библиотеки. «Эта выставка небольшая, на ней представлены материалы фонда Московского краеведения», – говорит она. «Аполлинарий Васнецов был членом исторического общества «Старая Москва», в котором активно работал и в 1919 году был выбран председателем. 4 года успешно председательствовал и успел сделать много докладов».

14 декабря 1909 года при Императорском московском археологическом обществе была основана Комиссия «Старая Москва», изучающая памятники старины и старающаяся сохранить их в первозданном виде. К 1917 году Комиссия превратилась в крупное популярное научно-краеведческое общество, которое под разными названиями просуществовало до 1936 года (с 1930 г. – в составе Московского областного бюро краеведения). Доклады, фотографии и рисунки были переданы в главную библиотеку страны, где и хранятся.

Каждый стенд – развёрнутый в наглядном виде раздел научно-художественной работы А. Васнецова над своими картинами и научными докладами. В библиотеке сформированы следующие тематические разделы экспозиции: «Мосты старой Москвы», «Общественные бани в Москве», «Башни Москвы», «Московские ворота», «Планы Москвы по рисункам иностранных путешественников».

Замечательная выставка дарит уникальную возможность видеть эскизы и зарисовки мастера,  а также ощутить ту редкую в наши дни основательность его подхода к изучению старины. Аполлинарий Михайлович срисовывал интересующий его для картины или доклада фрагмент со множества карт того времени (все рисунки помечают объект и ссылаются на карту-источник), и только по итогам такой кропотливой работы создавал свои шедевры.

«А.М. Васнецов брал шведские, голландские и прочие заграничные географические карты XVIXVII вв (их не так много, всего полтора десятка), содержавшие мелкие изображения всевозможных объектов, башен, мостов, домов и сравнивал их между собой», – рассказывает В. Бурцева. Она обращает внимание на то, что по характеру своей деятельности Аполлинарий Васнецов – создатель реконструкций, его подход отличает глубокий историзм.

Каждый стенд-тема на выставке позволит получить многомерное видение жизни старой Москвы. Например, узнать, какими были в те далекие времена общественные бани. Советские общественные бани совершенно отличны от старых, деревянных, топившихся по-белому и по-чёрному.

И в целом по просмотру экспозиции возникает тот самый образ Москвы XVI-XVII вв, который ставил целью запечатлеть Аполлинарий Васнецов.

Источники:

Энциклопедия русской живописи. // под ред. Калашниковой Т.В. – М., «Олма-Пресс», 1999.

Russian State Library.